Инна Сакова
Презентация опыта работы в формировании речевого дыхания у детей с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Здравствуйте, я Сакова Инна Павловна, учитель – логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1» общеразвивающего вида. Тема моего опыта : «Использование современных развивающих технологий в формировании речевого дыхания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Опыт формировался в условиях дошкольного логопедического пункта Ракитянского детского сада №1.
Публикация «Презентация опыта работы в формировании речевого дыхания у детей с ФФН» размещена в разделах
Слайд 2 Актуальность опыта заключается в том, что в согласно современным статистическим данным количество детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии в нашей стране увеличивается. Особую категорию детей, имеющую тенденцию устойчивого роста составляют дошкольники с речевыми нарушениями. Эти дети составляют 88% от всех детей с ОВЗ. Эти статистические данные представлены на слайде.
Слайд 3 В дошкольном логопедическом пункте основная масса детей – с фонетико - фонематическим речевым недоразвитием. Это речевое недоразвитие связано с нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Параллельно развитию речи у детей происходит и формирование речевого дыхания. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически, препятствуя своевременному формированию звукопроизношения, развитию связной, грамматически правильно оформленной речи. Первичная диагностика развития речевого дыхания у детей 5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием по методике Е. Ф. Архиповой с элементами методики А. И. Максакова показала, что у 63% дошкольников речевое дыхание не сформировано. Что означает, что в коррекционную работу со старшими дошкольниками, имеющими фонетико-фонематические недоразвитие речи, должна включаться работа на формирование речевого дыхания.
Слайд 4. При этом использование только традиционных средств кор-рекции и развития не эффективно. Современными исследователями разработаны и апробированы логопедические развивающие технологии, в том числе и на развитие речевого дыхания. Но методические разработки по их использованию представлены в литературе в основном для логопедических групп. В процессе работы над опытом многие технологии были адаптированы к работе в условиях дошкольного логопедического пункта.
Слайд 5. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности коррекционной работы по формированию речевого дыхания старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством использования современных развивающих технологий в условиях дошкольного логопедического пункта.
Слайд 6 Работа проводилась поэтапно в течение трёх лет. I этап - на-чальный. II этап - основной. III этап – контрольный или заключительный. На каждом этапе решались определенные задачи, указанные на слайде.
Слайд 7 Диапазон опыта представлен системой работы учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ФФН с использованием современных развивающих технологий, адаптированных к условиям дошкольного логопедического пункта.
Слайд 8 В основе опыта работы лежат теоретические исследования:
о несформированности речевого дыхания у детей с речевой патологией (Л. И. Белякова [3], И. И. Ермакова, М. В. Ипполитова, Е. В. Лаврова и др.
исследования в области особенностей развития речевого дыхания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В. В. Коноваленко и др.);
работы ученых и практиков в области использования развивающих технологий для формирования речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями (Акименко В. М., Беляковой Л. И., Кукушкиной О. И. и др.).
А также в процессе подготовки опыта изучался практический опыт использования развивающих технологий в формировании речевого дыхания дошкольных образовательных организаций Тюменской области, Кемеровской области, г. Москвы, г. Белгорода и конкретных учителей-логопедов.
Слайд 9 Новизна опыта заключается в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон работы учителя-логопеда, а именно в использовании современных развивающих технологий в работе над формированием речевого дыхания в условиях дошкольного логопедического пункта. В процессе подготовки опыта разработан перспективный план формирования речевого дыхания с учетом традиционных для дошкольного логопедического пункта форм и технологий; адаптация современных развивающих технологий к условиям дошкольного логопедического пункта; апробация адаптированных развивающих технологий.
Слайд 10 Целью педагогической деятельности в данном направлении является: обеспечение положительной динамики уровня сформированности речевого дыхание у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи через использование современных развивающих технологий. Достижение планируемых результатов предполагает решение четырех задач, которые решались на различных этапах работы над опытом. Они представлены на слайде.
Слайд 11 На начальном подготовительном этапе были выполнены работы, позволившие построить эффективную систему коррекционной работы.
Слайд 12. Которая была продолжена на основном этапе работы над опытом. Именно здесь были определены приоритетные средства обучения, формы организации образовательной деятельности, а также технологии, методы и приемы.
Слайд13 На начальном этапе работы детям дают элементарные теоретические представления о дыхательной системе человека. Наиболее эффективной технологией здесь является создание «дерева дыхания» в форме кластера. Понятие «дерево дыхания» предложено в медицине доктором Витковским. Применительно к детям дошкольного возраста это пособие выглядит следующим образом. На схематичное дерево размещают поочередно картинки органов дыхания человека, сопровождая рассказом учителя – логопеда. Для полного заполнения всех «листьев дерева» картинками необходимо несколько занятий. Плакат «дерево дыхания» размещается в кабинете и напоминает детям о правильном использовании органов дыхания. Как просто и доступно рассказать об органах дыхания можно прочитать в первом атласе анатомии для дошкольникольнов.
Слайд 14. Обязательным на всех этапах работы над речевым дыханием является использование упражнений и пантомимических сценок, разработанных В. А. Акименко. Интересны пантомимические сценки, которые проводятся с детьми на начальном этапе работы над речевым дыханием. К примеру, упражнение «Цветочный магазин». Его целью является формирование длительного правильного смешанного дыхания.
Слайд 15 Одной из наиболее интересных форм работы среди здоровьесберегающих технологий является дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. В настоящее время она широко используется в практике многих учителей-логопедов. В условиях логопедического пункта она используется в индивидуальной форме. Комплексы этой гимнастики подразделяются на части и разделы. Для эффективности работы с данной гимнастикой необходима тесная связь с семьями воспитанников, так как имеются некоторые противопоказания, и возникает необходимость частых повторений
Слайд 16Телесно-ориентированные технологии используются для поддержания работоспособности на протяжении всего занятия и снятия мышечного напряжения. Это: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц - Пальминг. Пальминг - это древнее упражнение из практики йогов.
Слайд 17 Одной из эффективных и доступных технологий в логопеди-ческой науке является песочная терапия. Автор метода «песочной терапии» - Дора Калф (швейцарский юнгианский аналитик) считает, что метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов.
В логопедии песочная терапия используется для формирования дли-тельного неречевого выдоха. К примеру, дыхательные упражнения «Найди друга» или игра «Песочный ветер». В опыте описаны большое количество технологий, использование которых позволяет эффективно решать задачи дошкольного логопункта
Слайд 18 На третьем этапе работы над опытом была проанализирована динамика сформированности речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по той же методике, что и первичная. На слайде указаны показатели обследования по результатам диагностики за три последних года
Как видим количество детей с низким уровнем сформированности речевого дыхания снизился на 21,9%. Количество старших дошкольников со средним уровнем сформированности речевого дыхания увеличилось на 13,7 %. Высокий уровень сформированности речевого дыхания на май 2016 года был зафиксирован у 12,5% детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Этот показатель увеличился на 3,1%.
Таким образом, результаты диагностики на конец 2015-2016 учебного года доказали результативность использования выбранных технологий, форм и методов работы.
Слайд 19 Спасибо