Екатерина Вервекина (Артеменюк)
Презентация «Найди отличия»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое ум сам по себе? Способность
подмечать сходства и различия,
соответствия и несоответствия,
которые имеют между собой
различные предметы.
Гельвеций
Поэтому уже в детском саду необходимо обучать детей такому приему умственной деятельности как сравнению. Что же такое сравнение? В философском словаре указано: «Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или того и другого вместе). Является важнейшей предпосылкой обобщения. Играет большую роль в умозаключениях по аналогии. Суждения, выражающие результат сравнения, служат цели раскрытия понятий о сравниваемых объектах; в этом отношении сравнение служит в качестве приема, дополняющего, а иногда и заменяющего определения».
Публикация «Презентация „Найди отличия“» размещена в разделах
Роль сравнения в познании окружающего мира очень велика. Разум человека тяготеет к сравнению, к определению новых для него предметов и явлений как похожих или непохожих на что-нибудь хорошо известное.
В учебном процессе сравнение играет огромную роль. Прежде всего, дает возможность более доступно, наглядно, интересно давать учебный материал.
Помогает ребенку представить себе и понять предметы и явления, выходящие за рамки его жизненного опыта и недоступные его воображению (высота морской волны – в сравнение с многоэтажным зданием).
Предметы и явления познаются в сравнении не так, как при их изолированном рассмотрении: в процессе сопоставления и противопоставления выступают такие их свойства, которые, иначе могли бы остаться незамеченными, непознанными. Сравнение помогает углубить и уточнить изучаемый материал, «открыть» в нем новые признаки.
Итак, чтобы сравнить предметы, явления или понятия, необходимо осознать, что это такое. Это осознание связано с анализом: мысленным выделением признаков, свойств, качеств объектов, мысленным их расчленением. В дальнейший процесс сопоставления вовлекаются не все признаки, которые могут быть выделены, а только сопоставимые (например, форма может быть сопоставлена только с формой, величина – с величиной, цвет – с цветом). Выделенные признаки должны пройти мысленную оценку с точки зрения их значимости, разделены на существенные и несущественные и существенные включены в дальнейшее рассмотрение. Выделение этих сопоставимых существенных признаков (оснований для сравнения) есть особая работа, требующая их абстрагирования от всех остальных.
По выделенным основаниям производится сопоставление. В ряде случаев сравнение может быть завершено не только констатацией сходства и различия, но и объяснением причин или того или другого.
Работая, таким образом, дошкольник не просто познает свойства, особенности, отношения объектов, выявляемые в результате сравнения, но и активно «открывает» их.
В сравнении участвуют многочисленные процессы. При осуществлении сравнения они сходятся воедино. Сравнение выступает не только как средство познания, но и как средство умственного развития.