Лилия Имаиева
Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент — Экзюпери.
Особую роль в нравственном воспитании ребёнка играют сказки. Знакомя детей с произведениями устного народного творчества и прежде всего со сказками, необходимо объяснить детям, почему сказка называется народной : “Эту сказку знали ещё бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. ” И неизвестно, кто её придумал, вот и говорят – народная. Сказки помогают показать детям: как дружба помогает победить зло, как добрые и миролюбивые побеждают, и что зло наказуемо. Положительные герои сказок, как правило, наделены мужеством, смелостью, честностью, упорством в достижении целей. Для девочек это красная девица (рукодельница, умница, трудолюбивая, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Как показывает практика, сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба, рассказать им об отрицательном в жизни, и проводить параллели с современной действительностью.
Публикация «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ведущей задачей взрослого, я считаю, является направить ту самую фантазию ребёнка в нужное положительное русло, так как в отрицательное направиться ему совсем не сложно.
Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе, одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.
Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей.
Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.
Сказка - это социальная память народа. Для ребенка немаловажен вопрос «Кто я? Откуда? И какого рода, племени?». Сказка погружает в яркий, красочный мир этнической культуры, раскрывает бытовой уклад жизни.
Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает поток информации. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Таким образом, усвоение детьми нравственных норм в процессе изучения сказок так же, как и овладение различными способами деятельности, делает их представителями народной культуры. Следовательно, обучение младших школьников должно быть насквозь воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка.