Лучший педагог года

Педагогические требования к предметно-развивающей среде в группе детского сада

Ксения Демина
Педагогические требования к предметно-развивающей среде в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении - должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благоприятную для жизнедеятельности детей.

Публикация «Педагогические требования к предметно-развивающей среде в группе детского сада» размещена в разделах

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности должна отвечать следующим требованиям :

Насыщенность

Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.

Полифункциональность материалов

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов (природного, бросового материала)

Вариативность среды

Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.

Безопасность

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо - физиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды. Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности

- единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;

- наличие соответствующих декоративных моментов;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;

- учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

- количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

- педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

- доступность материала для детей, удобное расположение.

Формы организации уголка искусств.

- Расположение (доступность, эстетичность, универсальность, подвижность)

- Использование детского дизайна в оформлении.

- Наличие игровых персонажей.

- Оборудование для рисования, лепки и аппликации.

- Знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал)

- Жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учетом возраста детей.

- Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты.

- Доска для рисования мелом.

- Мини-музей (народной игрушки).

- Силуэты одежды, предметы декоративно-прикладного искусства.

- Предметы быта (вышивка, расписная посуда, подносы и т. д.)

- Скульптуры малых форм.

Обязательно наличие технологических карт (по лепке, рисованию, аппликации, дидактических и развивающих игр по темам.

Материалы и оборудования центра искусств должны создавать оптимально насыщенную, целостную среду. Следует систематически проводить анализ предметно-развивающий среды центра с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Правильно организованная предметно-развивающая среда центра искусств помогает педагогу группы реализовать программу и выполнить следующие задачи:

- Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.

- Формирование навыков изобразительной деятельности.

- Воспитание эстетических чувств.

- Формирование индивидуального коллективного творчества, возможности самореализоваться.

- Формирование и умение определять жанры живописи (натюрморт, портрет, пейзаж).

- Узнавать и называть предметы и объекты народно-прикладного творчества.

- Формирование и умение использовать различные материалы с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу.

Материалы для изобразительной деятельности

- изобразительные материалы и оборудование: цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, сангина, угольный карандаш, фломастеры, простой (графитный) карандаш, разнообразные кисти, баночки для воды, бумага белая и тонированная, салфетки; цветная бумага разного вида (гофрированная, бархатная и др.)

-дидактические игры «Волшебный лоскуток», «Расколдуй картинку» и др.

- произведения изобразительного искусства:

а) книжная графика,

б) народное декоративно-прикладное искусство (Городец, Полхов-Майдан, Гжель; матрешки, бирюльки, богородская игрушка; фарфоровые и керамические изделия,

в) репродукции произведений живописи,

г) скульптура малой формы;

- шаблоны, трафареты, силуэты, штампы, линейки;

- книги раскрасок;

- художественные альбомы;

- альбомы – тетради;

- пластилин, глина, тесто, дощечки для лепки, стеки, станок.

-сыпучий и природный материал

-ящик для творчества с бросовым материалом.

-схемы для изготовления поделок.

-вырезки из журналов.

-полочка красоты, стенд и полочка для детских работ.

Оборудование общего назначения

-Доска для рисования мелом.

-Губка.

-Наборы цветного и белого мела.

-Мольберт односторонний или двусторонний.

-Наборное полотно 60*50 или 80*50.

-Фланелеграф, магнитная доска

-Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.

- Подставка для размещения работ по лепке.

-Указка.

-Валик для нанесения краски на бумагу.

-Настольная точилка для карандашей.

-Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины.

-Фартук для педагога

-Фартуки и нарукавники для детей.

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.

Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы (стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для шитья, стол-верстак для работы с деревом, подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Это, прежде всего, относится к молоткам, стамескам, ножам, ножницам и т. п. Они должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент, не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение.

Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) должны убираться в закрывающиеся ящики. Во время работы детей с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности. Так, если сформировать у детей правильный навык шитья — иголка идет вверх и от себя — можно предоставить детям больше самостоятельности при работе с иглой.

Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).

Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность.

На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.).

На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем — все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).

Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах) : одна — две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.

В старшей и подготовительной группах для рисования используют набор карандашей из 12 и более цветов. В старшей группе при рисовании гуашь дают 5-6 цветов, недостающие цвета дети получают сами, путем смешивания ее на палитре. Акварельные краски рекомендуют в старшей группе. Н. П. Костерин предлагает в условиях детского сада применять акварель полумягкую (в формочках) по 8-12 и более цветов. Необходимо планировать обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага и был виден цвет, закрепляет ли приобретенные умения. Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым графитным карандашом. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М.

М. Н. Поляков рекомендовал в предметно-развивающей среде уголка изобразительной деятельности младшего дошкольного возраста использовать цветные восковые мелки. Преимущество цветных восковых мелков, утверждала Т. С. Комарова состоит в том, что они могут давать линию карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.

Для рисования красками используются круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом - колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1-8 - тонкие, № 8-16 -толстые.

Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью

Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства, в процессе восприятия которых дети могли бы почувствовать пластику формы, связь назначения предмета и его украшения, познакомиться с разнообразными элементами узора, колоритом, композицией. С этой целью могут использоваться: дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т. п. При этом желательно, чтобы детей в первую очередь знакомили с творчеством тех народных мастеров, которые живут в данном регионе, городе, поселке. Практическую помощь в работе по знакомству детей с народным искусством окажет педагогам учебно-наглядное пособие А. А. Грибовской "Детям о народном искусстве". (М. : Просвещение, 2001).

Репродукции с произведений живописи, книжная графика

С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.

Литература:

1. Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателей и заведующих под редакцией Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. Допущено Министерством образования РФ. Москва, ЗАО "Элти-Кудиц" 2003 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Лэпбук в развивающей предметно-пространственной среде детского сада «Лэпбук» в развивающей предметно-пространственной среде детского сада Петрова Варвара Ильинична воспитатель МБДОУ ЦРР-Детский сад №26.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде Подготовила Е. К. Пономарёва - воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №8 «Звёздочка» города Няндома. «Требования к развивающей.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Консультация для педагогов Консультация "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Старший воспитатель: Гавриленко Н. В. Консультация для педагогов Требования.

Модель предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада Аннотация На современном этапе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, для максимальной реализации образовательной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского садаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада Организация развивающей предметно-пространственной среды Уголок «Здоровичок» В уголке «Здоровичок» содержаться следующие материалы — Папка.

Отчет по предметно-развивающей среде в средней группеОтчет по предметно-развивающей среде в средней группе Образовательную деятельность в нашей группе я веду по программе нашего детского сада, основанной на программе «От рождения до школы» в соответствии.

Фотоотчет о предметно-развивающей среде в нашей группеФотоотчет о предметно-развивающей среде в нашей группе Предметно-развивающая среда в нашей подготовительной группе "Ягодка"Направление деятельности и развитие ребенка зависит от того, как устроена.

Организация предметно-развивающей речевой среды в группе детского сада Организация предметно-развивающей среды в группе детского сада[/b] В связи с внедрением ФГОС важнейшей задачей практического преобразования.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный.

Экскурс по предметно-пространственной среде группы детского садаЭкскурс по предметно-пространственной среде группы детского сада Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические требования к предметно-развивающей среде в группе детского сада
Опубликовано: 19 августа 2018 в 23:03
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические требования к предметно-развивающей среде в группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Демина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД