Тихонова Елена Михайловна
Мастер-класс для родителей «Логические блоки Дьенеша»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» микрорайона Нововязники»
Мастер – класс для родителей на тему :
«Логические блоки Дьенеша».
Воспитатель
Тихонова Е. М.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Логические блоки Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: ознакомление родителей с логическими блоками «Дьенеша» и их использовании в развитии детей раннего возраста.
Задачи:
1. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.
2. Помочь родителям овладеть необходимыми приемами работы с блоками Дьенеша, которые позволят им решать вопросы развития у детей анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
3. Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.
Ход мастер – класса.
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые родители!
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
Слайд 2.
Развитие логического мышления возможно посредством игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш для подготовки мышления детей к усвоению математики. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь. Дьенеш показал нам, что это довольно интересная и занимательная наука.
• С логическими блоками дети выполняют много действий: меняют местами, убирают, выкладывают, ищут, делят, сравнивают.
• Пособие впервые познакомит детей с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция.
• Блоки помогут обобщать по нескольким свойствам, разовьют память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.
В методической изданиях это пособие можно встретить под названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Логические блоки помогают детям овладеть мыслительными операциями и действиям. К таким действиям относятся: выявление свойств, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».
Слайд 3.«Что такое блоки Дьенеша».
Посмотрите на наборы, которые лежат перед вами. Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме,цвету, размеру и толщине.
В набор блоков входят : 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий, 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
Слайд 4.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Слайд 5.
С блоками Дьенеша могут играть дети с 2 лет и до начальной школы. Усложняются только задания, вводится кодировка свойств.
В работе детей 1 младшей группы используются альбомы: «Удивляйка» 1,2,3,4,а также альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят как плоскостные изображения превращаются в объемные.
Практическая часть.
Я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которыми вы можете заниматься вместе с детьми дома.
Слайд 6.
Игры для детей с 2 до 3 лет
• "Найди такой же" (классификация по одному признаку).
• «Покажи блок такого же цвета как этот»
• «Найди блок такой же формы»
• «Помоги животным разделить блоки»
• «Накормим мишек печеньем»
Давайте рассмотрим некоторые варианты игр
Слайд 7. Найди лишнее.
Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя. Придумайте ряд фигур сами.
Слайд 8.
Сложи фигуру по образцу. Придумайте свой образец фигуры, которую мог бы сложить ребенок.
Слайд 9.
У кого в гостях кошка (закономерность).
Попробуйте сами заселить дом фигуры с определенной закономерностью.
Слайд 10.
Продолжи цепочку. Придумайте свою цепочку фигур, объясните закономерность.
Слайд 11.
Уважаемые родители, методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач. Самое главное то, что блоки Дьенеша – это путь к успешному освоению детьми математических представлений. А чтобы совместные занятия с детьми приносили радость, хочу дать вам несколько советов:
• Занимайтесь вместе – это веселее, это поможет вам поделиться с ребенком своим опытом и мастерством.
• Покажите, что вам интересно заниматься, играть, творить вместе с вашим ребенком.
• Будьте внимательны к своему ребенку, обсуждайте с ним задачи, цели, прислушивайтесь к его мнению.