Ирина Партикевич
Консультация для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Значение артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста».
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная и дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Темочки
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
• речевой слух,
• речевое внимание,
• речевое дыхание,
• голосовой и речевой аппарат.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо проводить игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
В последнее время родителям рекомендуется широко использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.
Сегодня мы вас познакомим с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.
Что же такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников :
• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями способствуют развитию чистой и грамотной речи;
• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;
• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи.
Для детей младшего дошкольного возраста берутся упраж. на развитие основных движений, для среднего– на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие, для старшего – для сонорных звуков.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.
Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу родителей и делают сами занятия более увлекательными.
Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение - следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Дыхательная гимнастика в работе с детьми
Для становления правильной и красивой речи, помимо артикуляционной гимнастики, важное значение имеет развитие речевого дыхания. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Очень часто у детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого дыхания. Логопеды отмечают, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом. Но учить дышать правильно нужно не только детей с нарушениями речи, но и ослабленных малышей.
Требования к проведению дыхательной гимнастики :
• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
• температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
• одежда не должна стеснять движений;
• не заниматься сразу после приема пищи;
• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
• воздух набирать через нос
• плечи не поднимать
• выдох должен быть длительным и плавным.
Таким образом, уважаемые родители, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный и дыхательный аппарат детей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.