Ольга Мастерова
Презентация «Моделирование в речевом развитии детей» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Публикация «Презентация „Моделирование в речевом развитии детей“ в старшей группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Для решения этих проблем, я изучила соответствующую литературу, провела анализ педагогической диагностики, которая показала результаты развития
речи детей нашей группы.
У 50% детей грамматический строй речи соответствует норме; у 50% детей связная речь и у 70% монологическая речь.
Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой задачи, которые соответствуют и требованиям ФГОС.
1. Создать условия для расширения представлений об окружающем мире, явлениях действительности.
2. Создать условия для активизации словарного запаса детей и совершенствования диалогической и монологической речи.
3. Побуждать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
4. Способствовать развитию наглядно-образного и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
Одним из эффективных средств решения этих задач является применение в образовательной деятельности по развитию речи метода моделирования.
Моделирование в речевом развитии ребенка – это процесс построения различных графических моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства, связи, отношения объектов.
Модели; мнемотаблицы; схемы - служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, используются в дидактических играх, в пересказе художественной литературы, в обучении составления рассказов, в заучивании и чтении стихотворений, в отгадывании и составлении загадок.
Перед началом работы я определила этапы работы.
- создание предметно пространственной развивающей среды
- изучение методической литературы
- совместная деятельность воспитателя и детей.
- самостоятельная деятельность детей.
- работа с родителями
В группе была создана предметно пространственная развивающая среда.
Имеются алгоритмы-схемы для режимных моментов: раздевания, мытья рук, дежурства по столовой.
Картотека схем-моделей для составления рассказов; планы ответов. Схемы для разучивания стихов; составления и отгадывания загадок. Мнемодорожки, мнемотаблицы для пересказывания сказок.
Прием наглядного моделирования используется в образовательной работе с детьми.
Было проведено занятие по развитию речи, с использованием моделирования «Спешим на помощь Ежику». С помощью схем ребята составляли рассказ о животном, о времени года, рассказывали стихотворение, собирали разрезные картинки грибов.
На других занятиях с помощью таблиц учились составлять рассказы о грибах, игрушках, птицах, домашних животных.
Схемы помогают детям и в пересказывании рассказов, например рассказ Бианки
«Купание медвежат», который мы читали на занятии.
Еще со средней группы мы стали использовать мнемодорожки с использованием цветного изображения, а затем стали использовать мнемотаблицы по сказкам в графическом изображении. В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, явления природы, некоторые предметы и действия сказочных героев. Дети с удовольствием узнают любимые произведения и рассказывают о них друг другу.
При заучивании стихов используем схемы, которые являются хорошими помогалочками, для закрепления текста.
Метод моделирования является эффективным средством при отгадывании и составлении загадок.
Прием наглядного моделирования используем в работе с детьми, как в совместной так и в самостоятельной деятельности детей в вечерние и утренние часы.
В режимных моментах.
В дидактических играх.
При формировании экологических представлений применяем схемы и модели : ухода за растениями, последовательности посадки семян, роста лука в различных условиях, поэтапного развития растения. Ведем календарь наблюдений за погодой с условными обозначениями явлений природы, следим за сменой времени года, суток, дней недели. Они служат средством развития единых пространственно-временных представлений.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей,
В работе с родителями я использую традиционные формы работы
(беседы, консультации, анкетирование).
Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:
1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
2. Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.
3. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
4. Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
5. У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.
Мы будем продолжать работу по данной теме и в подготовительной группе.
Будем учить детей работать не только по готовой схеме, но и самостоятельно создавать схемы –модели.
Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования является то, что дети к концу подготовительной группы будут составлять развёрнутые рассказы, пересказывать литературные произведения, сочинять собственные, хорошо усваивать построение грамматических конструкций, понимать значение глаголов, категорий существительных и прилагательных.
Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.