Наталья Васильевна Степанова
Математическое образование в ДОУ. Обучение математике в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
I Игры на развитие внимания
Цель – развивать внимание, наблюдательность и память
1. Игра «Что изменилось?»
Игра проводится с игрушками, они меняются местами, а ребёнок говорит, что изменилось. В средней группе от 3 до 6 игрушек. Игрушки могут стоять в один ряд или несколько, располагаться на лесенке и т. д.
2. Игра «Чего не стало?»
Публикация «Математическое образование в ДОУ, Обучение математике в средней группе детского сада» размещена в разделах
Поставить в ряд 3-6 игрушек (картинок). Предложить ребёнку пересчитать их и запомнить расположение, а затем закрыть глаза. Убрать 1 или любые две игрушки, после этого ребёнок открывает глаза, а взрослый задаё т вопросы:
- игрушек стало больше или меньше?
- какие игрушки исчезли?
- за какими игрушками они стояли?
- какая игрушка была первой? и т. д.
II Счёт
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
1. «Найди пару»
Надо взять карточки с нарисованными на них мелкими предметами. Называть ребёнку разные числа и просить его найти соответствующую карточку.
2. «Назови число» или «Назови соседей»
Взрослый бросает мяч и называет любое число, например 4. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседей( 3, 5)
3. «Сколько в другой руке?»
Для игры необходимы мелкие предметы (пуговицы, детали мозаики, бусины и др.) Взрослый говорит ребё нку: «У меня 5 бусинок, в одной руке 3 (показывает). Сколько в другой руке?»
III Величина
Цель - Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина, используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине.
1. Игра «Что, кто больше?»
Ребенку предлагается сравнить известные ему предметы, НАПРИМЕР: Машина-автобус, котёнок- кошка и др. Здесь можно использовать игры с мячом. «Что бывает высоким, низким, узким, широким и т. д»)
2. «Разложи по размеру»
Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький. Можно использовать геометрические фигуры: например круг больше, меньше и самый маленький и предложить ребенку расставить фигуры в ряды по увеличению или уменьшению размера.
IV Ориентировка во времени и пространстве
1. «Угадай, где спрятали» Цель - Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве.
По аналогии с игрой «горячо-холодно» Взрослый прячет игрушку, потом предлагает ребенку или подгруппе детей найти игрушку подсказывая направление, например 3 шага вперед, 1 влево, и т. д.
2. «Когда это бывает» Цель - закрепление временных понятий.
Большие карты с изображением времен года воспитатель раздает детям или подгруппам «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», а маленькие карточки перемешивает и кладет возле себя рисунком вниз. Затем берет маленькую карточку и, не показывая ее детям, спрашивает: «В какое время года идет снег? Тот, у кого на большой карточке изображена зима, должен ответить: «Зимой»
V Геометрические фигуры
1. Составление геометрических фигур из счётных палочек
Предложить детям составить из счетных палочек геометрические фигуры. Например, большой квадрат и маленький, большой треугольник и маленький. Можно использовать нитки.
2. Игра «Помоги Незнайке найти и исправить ошибку»
Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы, и по какому признаку объединены. Заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресован Незнайке или любому другому герою. Ошибка может состоять в том, что в группе кругов может оказаться треугольник. А в группе синего цвета фигуры зелёного и т. д.
3. Игра «Найди такой же формы»
Ребёнок ищет в окружающем, предметы круглой, квадратной, треугольной и др. форм.