Евгения Кочевая
Коррекция речевых нарушений через организацию мини-музеев в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Коррекция речевых нарушений через организацию мини-музеев в группе».
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. В связи с этим существует множество форм коррекции и развития речи детей. Одна из форм работы – организация «Мини-музея» в группе, формирующая речевые навыки через предметно-развивающую среду.
Публикация «Коррекция речевых нарушений через организацию мини-музеев в группе» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Актуальность темы: Данная форма работы способствует реализации Федеральных государственных требований в образовательной области «Коммуникация». Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают в процессе общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком.
Цель: Создание содержательно-смыслового «поля», для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, благодаря, которому можно решать образовательные и коррекционно-развивающие задачи.
Задачи:
1. Организовать совместную деятельность детей, родителей и сотрудников
группы по созданию мини-музея и работы в нём.
2. Развивать навык свободного общения с взрослыми и детьми.
3. Формировать диалогическую и монологическую форму речи.
4. Практиковать в речевых высказываниях в различных формах и видах детской
деятельности.
Что такое мини-музей?
*«Мини»- обозначает малый размер экспозиции, преимущество его в том, что он занимает небольшое пространство, его можно менять без особых затрат в зависимости от ситуации.
*Создаётся для маленьких посетителей, доступен для них постоянно. Особенность его в том, что экспонаты мини-музея можно исследовать и трогать руками, использовать в свободной игровой деятельности, что важно для речевой практики
*Ограниченность тематики – с целью сосредоточения лексического материала по изучаемым темам.
В младшей группе по результатам диагностики в начале учебного года выяснилось, что часть детей не знают сказку о «Курочке Рябе», другая часть детей не могут передать её содержание, сокращают объём или нарушают последовательность содержания сказки (при выкладывании сюжетных картинок). Так возникла идея создания мини-музея «Курочка- Ряба» при изучении лексической темы: «Домашние птицы». На примере данного мини-музея хочу познакомить вас с примерным перечнем экспонатов и видами деятельности, которые проводились в период работы данного музея. Разнообразие экспонатов музея не возможно было бы собрать без активного участия родителей. Создание мини-музея способствовало лучшему усвоению и закреплению материала по изучаемой теме.
Экспонаты мини-музея. Игрушки-птицы: цыплята, петушки, курочки, уточки, гуси, индюки. Экспозиция музея, украшенная цветными перышками, послужила «тренажёром», для формирования правильной воздушной струи. Разноцветные яйца способствовали развитию сенсорных эталонов. Обитатели птичьего двора, собранные семьями наших воспитанников расширяли их представление о разнообразии материалов представленных экспонатов: меховые, резиновые, деревянные, пластмассовые, керамические, бумажные.
Для обогащения и активизации словарного запаса детей, для формирования грамматических представлений изготовила дидактические игры, которые дети могут использовать в самостоятельной деятельности: «Назови семейку», «Собери картинку», «Обведи и раскрась», «Волшебные бусы». Была оформлена выставка художественной литературы по данной теме. Семена гороха, фасоли, бобов, зёрна кукурузы и пшеницы собранные в дидактическом пособии «сухой бассейн» способствовали развитию тактильных ощущений, а так же развитию мелкой моторики при сортировке и раскладыванию зёрнышек по тарелочкам при выполнении игрового задания «накорми курочку, петушка и уточку». Коллекция перьев домашних птиц, по словам воспитателей, способствовала развитию исследовательской деятельности: дети имели возможность сравнивать перья по цвету, форме, длине, параллельно отрабатывая и закрепляя понятия: длиннее, короче; проводя опыты - наглядно увидели отличие перьев водоплавающих птиц.
Формы работы в мини-музее : групповая (10 человек, подгрупповая и индивидуальная. Ребята с удовольствием пользовались материалами мини-музея самостоятельно : составляли кубики, распутывали лабиринты, собирали разрезные картинки.
Работа велась с постепенным последовательным наращиванием материала. Благодаря мини-музею были созданы условия для роста развития ребёнка, для речевой практики. Эффективность работы в мини-музее достигалась специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью разработанных коррекционно-развивающих заданий.
Для формирования лексико-грамматических категорий использовались игры и упражнения, включающие в себя задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами. Использовались упражнения, тренирующие память, мышление, творческое воображение. Создавалась атмосфера сотрудничества и поиска, побуждающая к диалогу.
На заключительном этапе работы в мини-музее была организована театрализованная деятельность (настольный театр, игра - драматизация). В результате работы проводимой в рамках мини-музея дети могли последовательно передавать содержание сказки. Они получили знания о домашних птицах. Появился интерес и желание поделиться тем, что узнали с родителями и другими детьми. Организация работы в этой предметно-развивающей среде стимулирует речевую активность ребёнка, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, развивает у него коммуникативную функцию речи.
Этапы работы:
1. Подготовительный. Сбор экспонатов для оформления мини-музея в соответствии с лексической темой, изучаемой по программе; изготовление дидактических игр и пособий, подбор картинного материала и художественной литературы.
2. Ознакомительный. Проведение экскурсий, знакомящих детей с содержанием музея, в которых экскурсоводом является педагог
3. Основной. Совместная деятельность взрослого и ребёнка на основе материалов мини-музея, обучение использованию экспонатов свободной деятельности детей.
4. Заключительный этап. Проведение экскурсий в мини-музее для родителей и детей из других групп
Тематика мини-музеев тесно связанна с программой изучения лексических тем, так же может служить тематическим оформлением календарных праздничных дат и событий, происходящих в стране и в мире. В старшем дошкольном возрасте тематика мини-музеев отражает интересы детей и их родителей, так как эмоциональный отклик побуждает желание высказываться и проявлять инициативу в создании нового мини-музея.
Основные требования к созданию мини-музея
*Любой созданный мини-музей должен вписываться в интерьер группы или того
помещения, где он создаётся.
*Тематика, содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают
специфику возраста детей данной группы.
*Экспонаты должны быть безопасными для детей.
При создании и использовании мини-музея необходимо помнить, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в мини-музее детям предоставляется возможность играть в различные игры.
Коррекционная работа в рамках мини-музея позволяет в игровой непринуждённой форме активизировать и обогащать словарный запас детей и формировать связную устную речь. На первых этапах работы дети учатся узнавать и находить предмет (экспонат) по описанию взрослого, рассматривают его, сравнивают с другими, играют с ним. На заключительных этапах работы дети самостоятельно рассказывают о том или ином экспонате музея, описывая его. Могут самостоятельно проводить экскурсии в мини-музее для родителей или детей из других групп.
Любой созданный мини-музей даёт детям не только определённый багаж знаний, который значительно расширяет их кругозор, формирует представления о предметном мире, помогает восприятию чувственной основы слова, повышает речевую активность ребёнка, развивает коммуникативную функцию речи, что является связующей нитью в общении со сверстниками и взрослыми. Работу в этом направлении продолжаю так, как считаю её эффективной для достижения поставленной цели.
Темы мини-музеев созданных по инициативе и интересам детей и родителей:
• Мини-музей денежных знаков;
• Мини-музей обитателей морей и океанов;
• Мини-музей оберегов;
• Мини-музей динозавров;
• Мини-музей письменности.