Пери Таджибовна Шихсаидова
Развивающая игра «Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие предназначено для развития речи и математических представлений, сенсорного развития, закрепления понятий тяжелее, легче, гладкий, шершавый, пушистый, занятий по изобразительной деятельности, физкультурных, музыкальных занятий. Может использоваться логопедом и психологом. Можно включать пособие в игровую спортивную деятельность. Расставив «капельки» в ряд с промежутком в полметра, попросить детей бегать змейкой, носить их в виде эстафетной палочки.
Публикация «Развивающая игра „Капельки“» размещена в разделах
Имея два комплекта «капелек», можно предложить детям игру: по очереди добегать до корзинки, брать один снаряд – «капельку» и возвращаться в команду. Выигрывает команда, перенесшая всю радугу в свою корзинку. Радуга засияла, и дождик кончился, зайки и белочки благодарят ребят за то, что снова вышло солнышко. Можно усложнить задание: приносить «капельки» нужно в том порядке, в каком цвета расположены в радуге. Здесь важна не только скорость, но и точность. Ведь если радугу собрать неправильно – дождик не остановить.
Предложите детям побегать наперегонки, зажав мешочки коленями. Можно кидать «капельки» в кольцо или корзину. Так как вес и размер каждого снаряда разный, то каждый бросок ребенок должен просчитать заранее. Это довольно сложно, но прекрасно развивает глазомер и ощущение пространства. Более сложное задание: кидать можно, только взявшись за колечко, прикрепленное к вершине каждого мешочка. Для того чтобы кинуть мешочек таким способом, нужно раскачать снаряд, взяв его за кольцо, и только потом бросать.
Расставив «капельки» по кругу, педагог по изобразительной деятельности сможет продемонстрировать ребятам цветовой круг и то, как, смешиваясь, основные цвета образуют производные. В цветовом круге каждый цвет, кроме основных, образуется смешением двух соседних. Пособие может иллюстрировать также понятия теплых и холодных цветов, оттенков.
Ведущий держит корзинку с «капельками». Остальные стоят перед ним полукругом. Ведущий выбирает любой из мешочков, но не показывает до момента броска. Бросая в руки одному из игроков, он называет цвет «капельки». Например: «Красный!» Если цвет «капельки» совпадает с цветом, который выкрикнул ведущий, то игрок ловит мешочек. Если ведущий назвал один цвет, а «капельки» кинул другого цвета, игрок должен отбить снаряд. Эта игра напоминает всеми любимую игру в «съедобное-несъедобное», только здесь ключевой является способность быстро распознать цвет, проанализировать его соответствие с названным и принять верное решение о совпадении или несовпадении. Игра развивает реакцию, цветовосприятие, внимание.
Ведущий достает любую «капельку» из корзинки, кидает ее игроку и называет его имя, если имя совпадает – игрок ловит мешочек, если нет – отталкивает.
Вариант игры: поймав «капельку», игрок называет слова на ту же букву, что и первая буква цвета доставшейся «капельки». Это могут быть не просто предметы, а только овощи, одежда, города, растения, животные и т. д. Можно усложнить задание: называть слова на вторую, третью букву и т. д. Например: третья буква слова «красный» - «а».
Используя обруч, можно провести спортивное занятие по развитию речи. Нужно расположить мешочки произвольно вокруг и внутри обруча, лежащего на полу спортивного зала на расстоянии 4-5 м от группы. Каждому ребенку предлагается добежать до обруча и принести «капельку», которая находится внутри (слева, справа, за, перед) обруча. Усложненное задание: предложить ребенку, стоящему слева от Тани (справа от Маши и т. д.) принести описанный вышеназванным способом мешочек. Можно также задавать местоположение предмета не словами, а с помощью заранее нарисованных схем. Точка в круге – это предмет внутри обруча, точка слева от круга – слева от обруча и т. д.
Мешочками можно сбивать кеглю на расстоянии 3-8м, в зависимости от возраста детей. Усложните задание, предложив держать «капельку» только за колечко.
Можно иллюстрировать мешочками простые математические задачи: одна белочка собрала на зиму запас орехов в двух мешочках, а вторая – в трех. Какая белочка и на сколько собрала орехов больше (меньше) и сколько они собрали вместе?
«Капельки» могут использоваться на музыкальных занятиях для малышей, для обучения понятиям шуршит, звенит, тихо, громче, громко. При падении мешочки издают разный по силе шум, а некоторые падают вовсе бесшумно.
Для знакомства с пособием впервые можно провести развлечение, целью и результатом которого будет поиск волшебных «капелек» в подарок от феи Радуги. Выполнив несколько несложных заданий во время прогулки, ребята получают записки с местом нахождения очередной «капельки». Такое преподнесение пособия сделает его более интересным и желанным для детей, некоторое время спустя им можно дать самостоятельно исследовать мешочки, строить гипотезы и предположения, что можно с ними делать и т. д.
Летом, привязав к колечкам длинные атласные ленты того же цвета, что и «капельки», можно метать их, кто дальше. Это очень зрелищно, только прежде нужно убедиться, что площадка для метания свободно и окружающие предупреждены о мероприятии, чтобы избежать травм.
Один из детей, стоящий в центре, крутит атласную ленту длиной 1.5 м с мешочком на конце параллельно земле, остальные перепрыгивают ленту, играя в «солнышко».