Ирина Ленькина
Мастер-класс «Кинетика и песок: физика и игра в одной упаковке»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс.
Кинетика и песок : физика и игра в одной упаковке. (1)
Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече.
Организовывая этот мастер - класс, я ставила для себя следующую
цель: (2)
создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного игрового взаимодействия по освоению эффективного развивающего и универсального средства – песка.
И следующие задачи(3)
Публикация «Мастер-класс „Кинетика и песок: физика и игра в одной упаковке“» размещена в разделах
познакомить педагогов с игровыми приемами, которые активизируют познавательную деятельность;
донести до педагогов важность использования методов игр с кинетическим песком в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
(3) Коллеги, все мы знаем. Ребенку нужно играть! Игры, по мнению знаменитого Фрейда, способны оздоравливать и очищать неокрепшую детскую психику; они снимают стрессовые ситуации, которые являются причиной заболеваний нервной системы.
Учитывая то, что мир динамично меняется, развивается, появляются гаджеты, новая техника, и это, к сожалению, не всегда положительно влияет на развитие детей.
(4) Я довольно долго искала средство, которое удовлетворило бы мои запросы как педагога (ведь я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями, запросы самых привередливых родителей.
(5) На помощь мне пришла, как не странно – ФИЗИКА! А точнее Кинетика – это отдел механики, в который входит статика и динамика физического тела (или микрочастиц).
(6) В песок, как правило, любят играть все дошкольники. На участке детского садика песочница – излюбленное место. Игры в обычной песочнице доступны далеко не всегда. Например, дома: Зима? Нет песка! Дождь? Песок грязный! Прогулка с мамой или бабушкой? «Не тронь песок, туда собаки бегают!» Бедные воспитатели в детском саду каждое утро в хорошую погоду вынуждены приходить на работу пораньше, чтобы пролить песочницу кипятком : так требует СанПиН, чтобы не было микробов. Да и в групповых столы с песком и водой не спасают для ежедневного удовлетворения детской игры (грязно и руки и вокруг).
(7) А между тем игры с песком, как доказали психологи, положительно влияют на психическое развитие ребенка. Разработана даже особая методика, песочная арт-терапия ( авторы: основателем являлся Карл Гюстав Юнг, Фрейд, Копытин И. А., направленная на снятие внутреннего напряжения.
(8)Проблему решила кинетика. В песок добавили силиконовую составляющую, которая связала частички песка между собой и получился - Кинетический живой песок (песок, который движется). Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина.
(9) Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.
(10) Благодаря присутствию специального силиконового связующего, обволакивающего частицы и соединяющего их, кинетический песок обладает высокими показателями сыпучести и формируемости, характеризуется одновременно плотной и пористой консистенцией.
• мелкой координации и моторики пальцев;
• росту мыслительной активности ребенка,
• воспитанию таких качеств как усидчивость, способность концентрировать надолго свое внимание на одном и том же предмете, аккуратность в работе;
• активности воображения и фантазии;
• улучшению настроения даже неулыбчивого крохи.
Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения; Кинетический песок способствует :
• развитию тактильных ощущений маленьких первооткрывателей;
• оттачиванию
• Пока ребенок занят с песком, родители могут на время отвлечься и не беспокоиться о его безопасности.
У цветного кинетического песка всего один недостаток, пищевой краситель, который присутствует в нем – оставляет следы краски на руках, но они смываются теплой водой и мылом.
(11) А со взрослыми детками подготовительной группы можно рассмотреть состав и окунуться в ФИЗИКУ! Развить интересные проекты! В нашем случае кинетический песок – это песок, вода, а замена полимера – крахмал.
(12) Кинетический песок может принести немалую пользу и в подростковом возрасте, когда сложно выражать открыто свои чувства и делиться переживаниями.
(13) Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Замечено, что игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения.
(14) Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.
(15) Итак, предлагаю поиграть и ощутить кинетический песок!
Для самых маленьких исследователей.
Игра «Наши ладошки».
В процессе игры дети знакомятся со свойствами песка, На кинетическом песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п. (младший возраст)
(16) «Узоры на песке».(младший и средний возраст)
Содержание:
Можно рисовать узоры на ровной поверхности разными предметами. Так как на кинетическом песке получаются четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины и т. д.
рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти, злости, страха, удивления.
(17) игра «Песочные прятки».
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Содержание: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты можешь их найти в песке. (старший возраст)
(18) Игра «Трафареты».
Цель: способствовать закреплению представлений о свойстве кинетического песка – сохранять форму отпечатка; пользоваться трафаретами; закреплять тему. (старший возраст)
(19)упражнение «Мое настроение».
Цель: содействовать развитию способности осознания и выражения своих чувств и эмоций.
Содержание: ребенок создает или рисует на песке свое настроение, при необходимости изменяя его.
(20) игра «Отпечатки»
Цель: способствовать развитию тактильного восприятия, классификации.
Содержание:
Отпечатки можно делать с помощью разнообразных предметов, формочек. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов.
(21) Сюжетные игры: «Необитаемый остров», «Дом», «Морской мир» и др.
Цель: создание условий для развития навыков конструктивного общения, развитие воображения
Содержание: детям (индивидуально или в группе) предлагается построить разнообразные природные или рукотворные сообщества – это город, деревня, дом, лес, река, озеро, остров и др.
(22) игра «Строим вместе».
Цель: способствовать овладением умения сотрудничать, проигрывание различных жизненных ситуаций, снятие эмоциональной напряженности
Содержание: детям предлагается любая тема совместного творчества.
(23) игра «Необыкновенные следы».
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности, воображения.
Содержание:
«идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«ползут змейки» - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых
«крокозябра» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы.
(24) Каждый новый день дарит мне новые, порой неожиданные, радости и проблемы, новый интерес, новые идеи. Себя я отношу к числу людей, которые никак не могут расстаться с миром ежедневных открытий и откровений, атмосферой загадочной игры, чудесных перевоплощений. Сегодня я рада, что была возможность поделиться с коллегами интересной идеей.