Приложение МААМ

Методическая разработка урока «Плохие новости в упаковке из белка» (биология, 11 класс)

Татьяна Корзникова
Методическая разработка урока «Плохие новости в упаковке из белка» (биология, 11 класс)
▼ Скачать + Заказать документы

«Плохие новости в упаковке из белка»

Представленный урок относится к курсу биологии 11 класса, базовый уровень обще-образовательных классах.

Для правильного восприятия обучающимися царства Вирусы, лучше рассматривать тему после раздела «Генетические закономерности наследственности». Предварительные знания позволят эффективнее разобраться в строении и жизнедеятельности царства вирусы.

Урок построен по принципу – личностно ориентированного урока.

Публикация «Методическая разработка урока „Плохие новости в упаковке из белка“ (биология, 11 класс)» размещена в разделах

Основная задача урока использовать разные формы работы, направленные на учет различных способов восприятия. Для аудиалов - беседа и монологическая речь, для кине-стетиков - письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Для учащихся с наиболее развитым левым полушарием предложены задания на систематизацию - создание схем, таблиц. Для получения максимальных результатов и для формирования мотивации четко выражена релаксация – смена разных видов деятельности учащихся. Мой поиск идей урока здесь играет немаловажную роль, для придания системно-сти знаний и поиска творческой личности. Для актуализации опорных знаний и креативно-сти урока, использован метод противоречий, где учащиеся отпротивного приходят к ис-тине. В организации урока, подобраны все необходимые заготовки для увеличения темпа и систематизации, где организуется изучение нового материала так, чтобы ученики получи-ли информацию через максимальное количество каналов приема (посмотрели, послушали, потрогали, проговорили, а мы учителя нашли творческую личность и продолжили ее раз-витие.

Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу.

Методическая информация

Тип урока

Урок формирования и совершенствования знаний.

Форма урока Урок исследование.

Цели урока

Актуализация познавательного интереса к теме, создание усло-вий обучающимся, для изучения специфической формы жизни – виру-сов, как неклеточной форме жизни.

Задачи урока

1)показать ученикам разнообразные способы получения учебной информации, рассмотрев особенности строения и жизнедеятельности вирусов;

2)вовлечь всех учащихся в исследовательскую деятельность, рабо-тая в группе;

3) развивать творческие способности обучающихся;

4) углубить знания учащихся о болезнях, вызываемых вирусами;

5) открыть школьникам фундаментальную роль вирусов в приро-де;

6)продолжить формирование целостного представления об окру-жающем мире не только с помощью учебного материала по биологии, но и с использованием знаний из других дисциплин школьной про-граммы.

7) продолжить воспитание у школьников бережного отношение к своему здоровью;

8) продолжить развитее познавательного интереса к биологии с помощью применения средств мультимедиа;

9) продолжить развитие навыков коммуникации учащихся.

Основные методы организа-ции и осуществле-ния учебной дея-тельности

1. Перцептивный аспект

Методы подачи учебной информации

а) словесные: чтение учебника, эвристическая беседа;

б) наглядные: слайдовой презентации к уроку;

в) практические: упражнения в рабочей карте урока.

2. Гностический аспект

Методы по характеру освоения учениками

а) иллюстративно-объяснительные

б) репродуктивные

в) проблемные

г) противоречия

д) эвристические (частично поисковые)

3. Логический аспект

На данном уроке индуктивный метод - по принципу от частного к общему.

Формируемые компетенции уча-щихся 1. Ценностно-смысловые компетенции личности, связанные с цен-ностными ориентирами ученика, его способностью видеть и по-нимать окружающий мир и место и роль вирусов в природе;

2. Учебно-познавательные компетенции, в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логиче-ской, методологической, общеучебной деятельности, соотнесен-ной с реальными познаваемыми объектами по теме;

3. Информационные компетенции, при помощи реальных объектов информационных технологий формируются умения самостоя-тельно искать, анализировать и отбирать необходимую инфор-мацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и переда-вать ее;

4. Коммуникативные компетенции, при помощи работы в группе и распределения обязанностей в коллективе, формируются уме-ния представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др.

5. Компетенции личностного самосовершенствования, связанные с освоением способов физического, духовного и интеллектуально-го саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдерж-ки. Этап рефлексии очень важен для формирования данной ком-петенции.

Учащиеся за урок актуализируют знания о вирусных заболевани-ях, истории открытия вирусов. Приобретают новые знания о строении, классификации, репродукции вирусов, их роли в природе.

Необходимое оборудование и материалы Аппаратные средства:

• мультимедиа-проектор (проекционное устройство)

• акустическая система (колонки)

• персональный компьютер (ноутбук)

• экран

Распечатанные дидактические материалы в виде рабочей кар-ты урока на каждого ученика.

Презентация учителя по теме: «Плохие новости в упаковке из белка» в программе PowerPoint.

Видео фрагмент, обработанный из рисунков с помощью про-граммы Pinnacle Studio 14.

Тест, для самопроверки разработанный с помощью про-граммного материала Комаровского А. Н. (учитель информатики, Россошанской школы-интернат). Для работы с тестом необходимо ввести фамилию, ответы и быстро проверить результат. Данная ра-бота показывает новые возможности презентации.

Оценка дея-тельности на уро-ке

Объективное оценивание. Оценивание учебной деятельности проводится на всех этапах урока, как со стороны учителя, так и само-оценка со стороны ученика.

На уроке четко осуществляются три направления оценивания.

Мотивирующие. Проводится в течение всего урока по теме, и при оценке домашней работы (вариант выполненного домашнего задания - социальная реклама «Против ВИЧ…», мотивом для работы послужила проблема наркомании).

Формирующие. Проводится в конце урока и направлено на це-лостность восприятия темы «Вирусы». Здесь несколько способов оце-нивания: самооценка, оценка учителя. Подобное оценивание является для учителя отличным диагностическим материалом для анализа уровня усвоения материала.

Субъективное оценивание – рефлексия, проводится в конце уро-ка и направленно на осознание школьниками собственной деятельно-сти и ее результатов. Ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов деятельности на уроке и полученного ре-зультата.

Ход урока по теме «Плохие новости в упаковке из белка».

1. Организационный момент

1 мин Приветствие учащихся, контроль их готовности к уроку

2. Актуализация жизненного опыта и знаний учащихся.

Цель: заинтере-совать темой урока учащихся

2 мин

СЛАЙД 1. Беседа с учащимися, при ответах на вопросы.

По планете свирепствует птичий и свиной грипп и все это сти-хийное зло заболеваний – «плохие новости в белковой упаковке»- ви-русы, от которых умирает все живое.

• Какие свойства живого вы знаете?

• Объясните, почему клетка является единицей строения всего живого?

• Приведите доказательства, что клетка – единица жизне-деятельности всего живого.

Формулируется тема урока : «Плохие новости в упаковке из белка». Кто же они - вирусы?

3. Мотивация учащихся

Цель: побудить обучающихся к дея-тельности.

5 мин Создание проблемной ситуации за счет возникновения проти-воречия между имеющимися знаниями учащихся и новыми фактами.

Этот этап является важнейшим для урока. Анализ высказыва-ний.

Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу методом про-тиворечий :

СЛАЙД 2 1. Нам известно, что все живые организмы на Земле со-стоят из клеток, об этом нам свидетельствует клеточная теория Т. Шванна и М. Шледона.

2. Вирусы - неклеточная форма жизни.

3. Может клеточная теория не верна?

4. Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строе-ние?

Обсуждение: выявление противоречия, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, формулировка цели урока учащимися : Метод «Мозгового штурма» (7 мин)

• Вирусы- внутриклеточные паразиты.

• Проявляют свои признаки живого в пределах клетки

• Есть наследственная информация.

• Обладают быстрой скоростью размножения.

• Поражая все живое сокращаю численность особей.

Ребята самостоятельно приходят к цели урока (слайд) и записы-вают в рабочую карту урока.

Цель урока : Сформировать представление учащихся о спе-цифической форме строения и жизни – вирусов.

Задачи:

1. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать.

2. Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, по сравнению с другими организмами

3. Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма

4. Продолжить формирование эволюционных представлений о разви-тии органического мира и появлении неклеточных форм жизни

2. Воспитание культуры общения и санитарно- гигиенических норм.

4. Ход и содер-жание урока

А)Восстановление и расширение ра-нее полученных зна-ний

Цель: развивать навыки самостоя-тельной работы с различными источ-никами информации, мыслительные опе-рации.

4 мин

Б). Формирование умений и навыков:

Цель: закрепить и расширить знания по сравнению виру-сов с другими жи-выми организмами.

Учитель обра-щает внимание на высказывание по ви-русам

3 мин

В)Изучение нового учебного материала :

Цель: подго-товка к восприятию основных понятий темы в процессе де-монстрации строения вирусов и жизненно-го цикла.

15 мин

Г).Изучение жизнен-ного цикла вирусной частицы на примере бактериофага.

Цель: предоста-вить лекционный материал учащимся о жизненном цикле вируса.

4 мин

Кто-нибудь помнит, кто и когда открыл вирусы?

(Учащиеся пытаются ответить)

Учитель переключает СЛАЙД № 4 По мере объяснения учащиеся заполняют табл. 1

В 1852 году на плантациях табака на Украине вспыхивает мо-заичная болезнь табака, при которой поражаются листья этого расте-ния. Исследовать заболевание предложили студенту С. -Петербургского Университета Дмитрию Иосифовичу Ивановскому. Пытаясь получить возбудителя заболевания, Ивановский пропускал экстракт из табака через фильтр, способный задерживать бактерии. Отфильтрованная жидкость все еще сохраняла свои инфекционные свойства.

Учитель переключает СЛАЙД № 5

1898 год- голландец Бейеринк дал название этому явлению- ви-рус (от лат. virus — яд)

. Учитель переключает СЛАЙД № 6

В 1901 г. было обнаружено первое вирусное заболевание чело-века - жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами.

Учитель переключает СЛАЙД № 7

В 1911 г. Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака — сар-комы Рауса.

Учитель переключает СЛАЙД № 8

1915 год- Ф. Туорт открыл бактериофаги- вирусы, поражающие бактерии

Учитель переключает СЛАЙД № 8

Затем открыты вирусы оспы, кори, гриппа, бешенства и другие.

Ученые задались вопросом: «А являются ли вирусы живыми?»

СЛАЙД 9. Дело в том, что вирусам присущи свойства как жи-вых, так и неживых объектов одновременно и в связи с этим особен-ности строения и происхождения. Учитель вместе с учащимися раз-бирает свойства вирусов.

С живыми организмами их сближает содержание в себе генети-ческой информации в виде нуклеиновой кислоты, а также способ-ность воспроизводится, но размножаться они могут только в клетках живых организмов. Для них характерна изменчивость и приспособ-ленность к условиям окружающей среды. С объектами неживой при-роды их сближает отсутствие клеточного строения, всех процессов жизнедеятельности в окружающей среде и очень маленькие размеры (от 20 до 300 нм).

Учитель переключает СЛАЙД № 10.

Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение? Попробуем разобраться с вопросом в группах.

Работа учащихся по группам 1,2 и 3 в течении 6 мин.

1 группа: Вирусологи – систематики (рабочая карта урока зада-ние 3)

2 группа: Вирусологи-эволюционисты (рабочая карта урока за-дание 4)

3 группа Вирусологи- морфологи (рабочая карта урока задание 5)

Учитель переключает СЛАЙД № 11. Выступление представи-телей группы Систематики. Все учащиеся во время выступления ра-ботают с заданием 3, вместе с представителем от группы.

Сравнивая строение клетки бактерий, водорослей и вируса та-бачной мозаики учащиеся приходят к выводу, что у вирусов нет ци-топлазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Ви-русы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.

Органо-иды

Клетка бактерий

Клетка водорослей

Вирус табачной мо-заики

Клеточ-ная оболочка + + -

Цито-плазма + + -

Ядро - + -

Хромо-сомы + + -

Реснич-ки + + -

Хлоро-пласты - + -

Вывод: вирусы- это неклеточная форма жизни.

Возникает вопрос: «Как же возникли вирусы?»

Вирусы — сборная группа, не имеющая общего предка. В насто-ящее время существует несколько гипотез, объясняющих происхожде-ние вирусов. Выступление представителей группы Эволюционисты. Все учащиеся во время выступления работают с заданием 4, вместе с представителем от группы.

Учитель переключает СЛАЙД № 12, раскрывая каждую теорию с помощью учеников, щелкает левой кнопкой мыши.

Считается, что крупные ДНК-содержащие вирусы происходят от более сложных (и, возможно, клеточных, таких как современные ми-коплазмы и риккетсии, внутриклеточных паразитов, утративших зна-чительную часть своего генома.

ДНК-содержащие бактериофаги и некоторые ДНК-содержащие вирусы эукариот, возможно, происходят от мобильных элементов — участков ДНК, способных к самостоятельной репликации в клетке.

Происхождение некоторых РНК-содержащих вирусов связывают с вироидами.

Считается, что вироиды представляют собой «сбежавшие интро-ны» — вырезанные в ходе сплайсинга незначащие участки мРНК, ко-торые случайно приобрели способность к репликации.

Вывод: Вирусы являются фрагментами живых клеточных орга-низмов, утративших в процессе эволюции способность к самостоя-тельной репродукции, но сохранившие некоторые существенные при-знаки живого, такие как наследственность, изменчивость, способность к адаптации и эволюции.

Рассмотрим строение вирусов

Учитель переключает СЛАЙД № 13 Учитель говорит о строе-нии вирусов.

(Рис. А) Вирусные частицы (вирионы) представляют собой бел-ковую капсулу —капсид, содержащую геном вируса, представленный одной или несколькими молекулами ДНК или РНК. Капсид построен из капсомеров — белковых комплексов, состоящих в свою очередь из протомеров. Нуклеиновая кислота в комплексе с белками обозначает-ся термином нуклеокапсид. Некоторые вирусы имеют также внеш-нюю липидную оболочку (рис. В, содержащую мембранные белки.

Как вы думаете, на основании каких признаков можно класси-фицировать вирусы?

Выступление представителей группы Морфологи. Все учащиеся во время выступления работают с заданием 5, вместе с представи-телем от группы.

Учитель переключает СЛАЙД № 14. Ребятам предлагается са-мостоятельно выполнить задание 6 в рабочей карте урока.

Вывод: таким образом, Международным Комитетом по Таксоно-мии Вирусов в 1966 году была принята система классификации виру-сов основанная на различии типа (РНК и ДНК, количества молекул нуклеотических кислот (одно- и двух-цепочечные) и на наличии или отсутствии оболочки ядра.

Итак, мы уточнили, что вирусы- организмы, способные жить и размножаться только паразитируя в клетке. Как же происходит их размножение? Рассмотрим, стадии репродукции на примере ретрови-руса, содержащего РНК. К такому типу вирусов принадлежит ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).

Перед учащимися ставится проблемная задача:

– Почему вирусы проявляют свойства живого организма только после того, как они попадают в живую клетку. Предположите объяс-нение этого явления, просмотрев немое кино «Жизненный цикл ви-русной частицы» и выделив основные этапы жизнедеятельности ви-руса, заполнив таблицу и схему. Каким образом вирусы проникают в клетки, что происходит с ними в дальнейшем?

Учитель переключает СЛАЙД № 15. («Немое кино»- «Жизнен-ный цикл вирусной частицы») Ученики записывают основные стадии репродукции вирусов (задание 7 в карте урока и обсуждают выполне-ние).

Самопроверка учащихся. Учитель переключает СЛАЙД № 16.

Стадии репродукции вирусов:

1)Адсорбция- прикрепление вируса к клеточной мембране за счет рецепторов-гликопротеинов в клеточной мембране. Наличие ре-цептора нередко определяет круг хозяев данного вируса, а также его тканеспецифичность

2)Проникновение в клетку путем инъекции или эндоцитозом

Затем возможна персистенция-нахождение вируса в клетке в ла-тентном состоянии.

3)транскрипция вирусного генома- синтез вирусной мРНК (в некоторых случаях, когда генетическая информация вируса закодиро-вана в виде РНК вирусная РНК одновременно играет роль мРНК, и, следовательно, процесс транскрипции в паразитируемой клетке не происходит за ненадобностью)

После инфицирования клетки ретровирусом в цитоплазме начи-нается синтез вирусного ДНК-генома с использованием вирионной РНК в качестве матрицы. Все ретровирусы используют для реплика-ции своего генома механизм обратной транскрипции: вирусный фер-мент обратная транскриптаза (или ревертаза) синтезирует одну нить ДНК на матрице вирусной РНК, а затем уже на матрице синтезиро-ванной нити ДНК достраивает вторую, комплементарную ей нить. Образуется двунитевая молекула ДНК, которая, проникнув через ядерную оболочку, интегрируется в хромосомную ДНК клетки и далее служит матрицей для синтеза молекул вирусных РНК.

4)Трансляция вирусной мРНК на рибосомах клетки

5)Сборка вирусных частиц из синтезированных клеткой вирус-ных НК и вирусных белков

6) Выход вирусных частиц из пораженной клетки

Вывод: вирусы неклеточные существа, проявляющие жизнедея-тельность в живом., это биосистема организменного уровня.

5. Первичное выявление уровня усвоения материала и расширение зна-ний:

Цель: закрепить и расширить знания по строению и жиз-ненному циклу ви-русов.

2 мин Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение? Учащиеся отвечают: (нет, есть вирусы, не имеющие кле-точное строения.)

Оцените мысль о том, что вирусы – это плохие новости в упаковке из белка. Учащиеся отвечают: Да. Так. Ведь попавшие в клетку вирусные гены-“плохие новости” приводят к нарушениям нор-мальных процессов в клетке и к гибели.

Зачем же природа создала вирусы? Неужели только для того, чтобы убивать другие живые организмы?

Учитель переключает СЛАЙД № 17. Согласно последним ис-следованиям, геном человека на 10 % состоит из информации, коди-руемой вирусоподобными элементами, которые когда-то были неза-висимы, но встроились в человеческую ДНК. Поэтому с помощью ви-русов может происходить так называемый горизонтальный перенос генов, то есть передача генетической информации не от отца к сыну и так далее, а между двумя неродственными (или даже относящимися к разным видам) особями.

Как вы думаете, какую роль в эволюции это может сыграть.

( Ученики отвечают: чтобы ускорить эволюционные процессы)

Вирусы регулируют численность популяций. Каким образом?

( Ученики отвечают: вызывая заболевания и вследствие этого смерти)

6. Подведение итогов урока :

Цель: актуали-зация внимания на распространении ви-русов и их появле-нии.

6 мин

Вирусы способны заражать все живые организмы на Земле:

СЛАЙД 18. Ребята работают с заданием 8 в рабочей карте урока

Растения — вызывая мозаику или иные изменения окраски ли-стьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость. У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство.

Назовите известные вам вирусные заболевания человека

Ученики называют заболевания

Вирусные заболевания человека:

-бешенство -оспа - гепатит - грипп - корь - крас-нуха - некоторые раковые опухоли - острые респираторные забо-левания - паротит (свинка) - полиомиелит - ВИЧ - энцефа-лит - ящур

Предложите меры предосторожности проникновения вируса в клетку? (Учащиеся высказывают свои точки зрения).

Учитель сворачивает презентацию.

Мы вспомнили, что такое вирусы, их свойства, строение и т. д. Проверьте, что вы знаете о них, выполнив предложенный тест.

Учащиеся выполняют тест (приложение к уроку) на компьюте-ре или в рабочей карте урока

7. Рефлексия де-ятельности на уроке

2 мин Что вам больше всего запомнилось сегодня на уроке?

(Учащиеся отвечают по вопросам в рабочей карте урока, учи-тель получает основу для самоанализа урока)

8. Домашнее за-дание

1 мин В последние годы все большую озабоченность вызывают эпиде-мии и даже пандемии вирусных заболеваний. В связи с этим, предла-гаю вам домашнее задание разного уровня сложности, которое каж-дый выберет сам.

СЛАЙД 19. Задание на отметку «4» :

Заполнить таблицу, используя дополнительные источники ин-формации.

Болезнь Возбудитель Поражаемая область тела

Грипп

Простуда

Оспа

Свинка

Корь

Полиомиелит

Задание на «5» предлагаю разработать проект (индивидуальный или групповой, который может заключаться в создании социальной рекламы, направленной против СПИДа или гриппа (это может быть плакат; видеоролик, снятый вами по самостоятельно написанному сценарию).

Одним из наиболее эффективных способов борьбы с вирусными заболеваниями остается вакцинация. Но у многих это профилактиче-ское мероприятие не вызывает доверия. Поэтому вторым вариантом выполнения задания может быть составление анкеты по вопросу от-ношения к вакцинации у населения и причин этого, проведение со-циологического опроса и анализ результатов. Результаты должны быть представлены в виде исследования.

Ученики выбирают самостоятельно тип домашнего задания, учитель записывает выбор учеников, устанавливаются сроки сдачи работ.

Спасибо за урок.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Битва под Москвой» Данная разработка представлена в рамках «Дня Воинской Славы» Цели: - Познакомить детей с соотечественниками, которые участвовали в обороне.

Методическая разработка «Дерево чудес»Методическая разработка «Дерево чудес» В оследние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.

Методическая разработка «Дом, в котором мы живем» Методические рекомендации "Дом,в котором мы живем" Пояснительная записка С 2012 года вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому.

Методическая разработка «Хорошие и плохие поступки» Цель: -создавать положительный настрой, желание быть хорошим и понятным другим; -развивать умение управлять собой и своими эмоциями; -продолжать.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Разработка урока 2 класс УМК «Начальная школа -21 век» «Устаревшие слова» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области» Технологическая карта.

Разработка урока «Обучение низкому старту. Бег 30 метров» ТЕМА: «Обучение низкому старту. Бег 30 метров». Цели и задачи: 1. Добиться правильного выполнения низкого старта; 2. Развивать скоростные.

Разработка урока по ИЗО в 5 классе «Древние образы в народном искусстве» Дидактическая цель: создание условий для развития практических навыков в росписи глиняных игрушек и для умения различать по стилистическим.

Разработка урока по технологии в 7 классе «Повторение пройденного материала» Повторение пройденного материала. Чайнворд: по вертикали ключевое слово. 1. Какой фактор способствует снижению остроты зрения. 2. Как удалить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка урока «Плохие новости в упаковке из белка» (биология, 11 класс)
Опубликовано: 25 октября 2016 в 11:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка урока «Плохие новости в упаковке из белка» (биология, 11 класс)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Корзникова (УИ 621442) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД