Татьяна Корзникова
Методическая разработка урока «Плохие новости в упаковке из белка» (биология, 11 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
«Плохие новости в упаковке из белка»
Представленный урок относится к курсу биологии 11 класса, базовый уровень обще-образовательных классах.
Для правильного восприятия обучающимися царства Вирусы, лучше рассматривать тему после раздела «Генетические закономерности наследственности». Предварительные знания позволят эффективнее разобраться в строении и жизнедеятельности царства вирусы.
Урок построен по принципу – личностно ориентированного урока.
Публикация «Методическая разработка урока „Плохие новости в упаковке из белка“ (биология, 11 класс)» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Биология. Конспекты уроков
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основная задача урока использовать разные формы работы, направленные на учет различных способов восприятия. Для аудиалов - беседа и монологическая речь, для кине-стетиков - письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Для учащихся с наиболее развитым левым полушарием предложены задания на систематизацию - создание схем, таблиц. Для получения максимальных результатов и для формирования мотивации четко выражена релаксация – смена разных видов деятельности учащихся. Мой поиск идей урока здесь играет немаловажную роль, для придания системно-сти знаний и поиска творческой личности. Для актуализации опорных знаний и креативно-сти урока, использован метод противоречий, где учащиеся отпротивного приходят к ис-тине. В организации урока, подобраны все необходимые заготовки для увеличения темпа и систематизации, где организуется изучение нового материала так, чтобы ученики получи-ли информацию через максимальное количество каналов приема (посмотрели, послушали, потрогали, проговорили, а мы учителя нашли творческую личность и продолжили ее раз-витие.
Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу.
Методическая информация
Тип урока
Урок формирования и совершенствования знаний.
Форма урока Урок исследование.
Цели урока
Актуализация познавательного интереса к теме, создание усло-вий обучающимся, для изучения специфической формы жизни – виру-сов, как неклеточной форме жизни.
Задачи урока
1)показать ученикам разнообразные способы получения учебной информации, рассмотрев особенности строения и жизнедеятельности вирусов;
2)вовлечь всех учащихся в исследовательскую деятельность, рабо-тая в группе;
3) развивать творческие способности обучающихся;
4) углубить знания учащихся о болезнях, вызываемых вирусами;
5) открыть школьникам фундаментальную роль вирусов в приро-де;
6)продолжить формирование целостного представления об окру-жающем мире не только с помощью учебного материала по биологии, но и с использованием знаний из других дисциплин школьной про-граммы.
7) продолжить воспитание у школьников бережного отношение к своему здоровью;
8) продолжить развитее познавательного интереса к биологии с помощью применения средств мультимедиа;
9) продолжить развитие навыков коммуникации учащихся.
Основные методы организа-ции и осуществле-ния учебной дея-тельности
1. Перцептивный аспект
Методы подачи учебной информации
а) словесные: чтение учебника, эвристическая беседа;
б) наглядные: слайдовой презентации к уроку;
в) практические: упражнения в рабочей карте урока.
2. Гностический аспект
Методы по характеру освоения учениками
а) иллюстративно-объяснительные
б) репродуктивные
в) проблемные
г) противоречия
д) эвристические (частично поисковые)
3. Логический аспект
На данном уроке индуктивный метод - по принципу от частного к общему.
Формируемые компетенции уча-щихся 1. Ценностно-смысловые компетенции личности, связанные с цен-ностными ориентирами ученика, его способностью видеть и по-нимать окружающий мир и место и роль вирусов в природе;
2. Учебно-познавательные компетенции, в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логиче-ской, методологической, общеучебной деятельности, соотнесен-ной с реальными познаваемыми объектами по теме;
3. Информационные компетенции, при помощи реальных объектов информационных технологий формируются умения самостоя-тельно искать, анализировать и отбирать необходимую инфор-мацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и переда-вать ее;
4. Коммуникативные компетенции, при помощи работы в группе и распределения обязанностей в коллективе, формируются уме-ния представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др.
5. Компетенции личностного самосовершенствования, связанные с освоением способов физического, духовного и интеллектуально-го саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдерж-ки. Этап рефлексии очень важен для формирования данной ком-петенции.
Учащиеся за урок актуализируют знания о вирусных заболевани-ях, истории открытия вирусов. Приобретают новые знания о строении, классификации, репродукции вирусов, их роли в природе.
Необходимое оборудование и материалы Аппаратные средства:
• мультимедиа-проектор (проекционное устройство)
• акустическая система (колонки)
• персональный компьютер (ноутбук)
• экран
Распечатанные дидактические материалы в виде рабочей кар-ты урока на каждого ученика.
Презентация учителя по теме: «Плохие новости в упаковке из белка» в программе PowerPoint.
Видео фрагмент, обработанный из рисунков с помощью про-граммы Pinnacle Studio 14.
Тест, для самопроверки разработанный с помощью про-граммного материала Комаровского А. Н. (учитель информатики, Россошанской школы-интернат). Для работы с тестом необходимо ввести фамилию, ответы и быстро проверить результат. Данная ра-бота показывает новые возможности презентации.
Оценка дея-тельности на уро-ке
Объективное оценивание. Оценивание учебной деятельности проводится на всех этапах урока, как со стороны учителя, так и само-оценка со стороны ученика.
На уроке четко осуществляются три направления оценивания.
Мотивирующие. Проводится в течение всего урока по теме, и при оценке домашней работы (вариант выполненного домашнего задания - социальная реклама «Против ВИЧ…», мотивом для работы послужила проблема наркомании).
Формирующие. Проводится в конце урока и направлено на це-лостность восприятия темы «Вирусы». Здесь несколько способов оце-нивания: самооценка, оценка учителя. Подобное оценивание является для учителя отличным диагностическим материалом для анализа уровня усвоения материала.
Субъективное оценивание – рефлексия, проводится в конце уро-ка и направленно на осознание школьниками собственной деятельно-сти и ее результатов. Ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов деятельности на уроке и полученного ре-зультата.
Ход урока по теме «Плохие новости в упаковке из белка».
1. Организационный момент
1 мин Приветствие учащихся, контроль их готовности к уроку
2. Актуализация жизненного опыта и знаний учащихся.
Цель: заинтере-совать темой урока учащихся
2 мин
СЛАЙД 1. Беседа с учащимися, при ответах на вопросы.
По планете свирепствует птичий и свиной грипп и все это сти-хийное зло заболеваний – «плохие новости в белковой упаковке»- ви-русы, от которых умирает все живое.
• Какие свойства живого вы знаете?
• Объясните, почему клетка является единицей строения всего живого?
• Приведите доказательства, что клетка – единица жизне-деятельности всего живого.
Формулируется тема урока : «Плохие новости в упаковке из белка». Кто же они - вирусы?
3. Мотивация учащихся
Цель: побудить обучающихся к дея-тельности.
5 мин Создание проблемной ситуации за счет возникновения проти-воречия между имеющимися знаниями учащихся и новыми фактами.
Этот этап является важнейшим для урока. Анализ высказыва-ний.
Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу методом про-тиворечий :
СЛАЙД 2 1. Нам известно, что все живые организмы на Земле со-стоят из клеток, об этом нам свидетельствует клеточная теория Т. Шванна и М. Шледона.
2. Вирусы - неклеточная форма жизни.
3. Может клеточная теория не верна?
4. Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строе-ние?
Обсуждение: выявление противоречия, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, формулировка цели урока учащимися : Метод «Мозгового штурма» (7 мин)
• Вирусы- внутриклеточные паразиты.
• Проявляют свои признаки живого в пределах клетки
• Есть наследственная информация.
• Обладают быстрой скоростью размножения.
• Поражая все живое сокращаю численность особей.
Ребята самостоятельно приходят к цели урока (слайд) и записы-вают в рабочую карту урока.
Цель урока : Сформировать представление учащихся о спе-цифической форме строения и жизни – вирусов.
Задачи:
1. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать.
2. Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, по сравнению с другими организмами
3. Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма
4. Продолжить формирование эволюционных представлений о разви-тии органического мира и появлении неклеточных форм жизни
2. Воспитание культуры общения и санитарно- гигиенических норм.
4. Ход и содер-жание урока
А)Восстановление и расширение ра-нее полученных зна-ний
Цель: развивать навыки самостоя-тельной работы с различными источ-никами информации, мыслительные опе-рации.
4 мин
Б). Формирование умений и навыков:
Цель: закрепить и расширить знания по сравнению виру-сов с другими жи-выми организмами.
Учитель обра-щает внимание на высказывание по ви-русам
3 мин
В)Изучение нового учебного материала :
Цель: подго-товка к восприятию основных понятий темы в процессе де-монстрации строения вирусов и жизненно-го цикла.
15 мин
Г).Изучение жизнен-ного цикла вирусной частицы на примере бактериофага.
Цель: предоста-вить лекционный материал учащимся о жизненном цикле вируса.
4 мин
Кто-нибудь помнит, кто и когда открыл вирусы?
(Учащиеся пытаются ответить)
Учитель переключает СЛАЙД № 4 По мере объяснения учащиеся заполняют табл. 1
В 1852 году на плантациях табака на Украине вспыхивает мо-заичная болезнь табака, при которой поражаются листья этого расте-ния. Исследовать заболевание предложили студенту С. -Петербургского Университета Дмитрию Иосифовичу Ивановскому. Пытаясь получить возбудителя заболевания, Ивановский пропускал экстракт из табака через фильтр, способный задерживать бактерии. Отфильтрованная жидкость все еще сохраняла свои инфекционные свойства.
Учитель переключает СЛАЙД № 5
1898 год- голландец Бейеринк дал название этому явлению- ви-рус (от лат. virus — яд)
. Учитель переключает СЛАЙД № 6
В 1901 г. было обнаружено первое вирусное заболевание чело-века - жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами.
Учитель переключает СЛАЙД № 7
В 1911 г. Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака — сар-комы Рауса.
Учитель переключает СЛАЙД № 8
1915 год- Ф. Туорт открыл бактериофаги- вирусы, поражающие бактерии
Учитель переключает СЛАЙД № 8
Затем открыты вирусы оспы, кори, гриппа, бешенства и другие.
Ученые задались вопросом: «А являются ли вирусы живыми?»
СЛАЙД 9. Дело в том, что вирусам присущи свойства как жи-вых, так и неживых объектов одновременно и в связи с этим особен-ности строения и происхождения. Учитель вместе с учащимися раз-бирает свойства вирусов.
С живыми организмами их сближает содержание в себе генети-ческой информации в виде нуклеиновой кислоты, а также способ-ность воспроизводится, но размножаться они могут только в клетках живых организмов. Для них характерна изменчивость и приспособ-ленность к условиям окружающей среды. С объектами неживой при-роды их сближает отсутствие клеточного строения, всех процессов жизнедеятельности в окружающей среде и очень маленькие размеры (от 20 до 300 нм).
Учитель переключает СЛАЙД № 10.
Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение? Попробуем разобраться с вопросом в группах.
Работа учащихся по группам 1,2 и 3 в течении 6 мин.
1 группа: Вирусологи – систематики (рабочая карта урока зада-ние 3)
2 группа: Вирусологи-эволюционисты (рабочая карта урока за-дание 4)
3 группа Вирусологи- морфологи (рабочая карта урока задание 5)
Учитель переключает СЛАЙД № 11. Выступление представи-телей группы Систематики. Все учащиеся во время выступления ра-ботают с заданием 3, вместе с представителем от группы.
Сравнивая строение клетки бактерий, водорослей и вируса та-бачной мозаики учащиеся приходят к выводу, что у вирусов нет ци-топлазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Ви-русы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.
Органо-иды
Клетка бактерий
Клетка водорослей
Вирус табачной мо-заики
Клеточ-ная оболочка + + -
Цито-плазма + + -
Ядро - + -
Хромо-сомы + + -
Реснич-ки + + -
Хлоро-пласты - + -
Вывод: вирусы- это неклеточная форма жизни.
Возникает вопрос: «Как же возникли вирусы?»
Вирусы — сборная группа, не имеющая общего предка. В насто-ящее время существует несколько гипотез, объясняющих происхожде-ние вирусов. Выступление представителей группы Эволюционисты. Все учащиеся во время выступления работают с заданием 4, вместе с представителем от группы.
Учитель переключает СЛАЙД № 12, раскрывая каждую теорию с помощью учеников, щелкает левой кнопкой мыши.
Считается, что крупные ДНК-содержащие вирусы происходят от более сложных (и, возможно, клеточных, таких как современные ми-коплазмы и риккетсии, внутриклеточных паразитов, утративших зна-чительную часть своего генома.
ДНК-содержащие бактериофаги и некоторые ДНК-содержащие вирусы эукариот, возможно, происходят от мобильных элементов — участков ДНК, способных к самостоятельной репликации в клетке.
Происхождение некоторых РНК-содержащих вирусов связывают с вироидами.
Считается, что вироиды представляют собой «сбежавшие интро-ны» — вырезанные в ходе сплайсинга незначащие участки мРНК, ко-торые случайно приобрели способность к репликации.
Вывод: Вирусы являются фрагментами живых клеточных орга-низмов, утративших в процессе эволюции способность к самостоя-тельной репродукции, но сохранившие некоторые существенные при-знаки живого, такие как наследственность, изменчивость, способность к адаптации и эволюции.
Рассмотрим строение вирусов
Учитель переключает СЛАЙД № 13 Учитель говорит о строе-нии вирусов.
(Рис. А) Вирусные частицы (вирионы) представляют собой бел-ковую капсулу —капсид, содержащую геном вируса, представленный одной или несколькими молекулами ДНК или РНК. Капсид построен из капсомеров — белковых комплексов, состоящих в свою очередь из протомеров. Нуклеиновая кислота в комплексе с белками обозначает-ся термином нуклеокапсид. Некоторые вирусы имеют также внеш-нюю липидную оболочку (рис. В, содержащую мембранные белки.
Как вы думаете, на основании каких признаков можно класси-фицировать вирусы?
Выступление представителей группы Морфологи. Все учащиеся во время выступления работают с заданием 5, вместе с представи-телем от группы.
Учитель переключает СЛАЙД № 14. Ребятам предлагается са-мостоятельно выполнить задание 6 в рабочей карте урока.
Вывод: таким образом, Международным Комитетом по Таксоно-мии Вирусов в 1966 году была принята система классификации виру-сов основанная на различии типа (РНК и ДНК, количества молекул нуклеотических кислот (одно- и двух-цепочечные) и на наличии или отсутствии оболочки ядра.
Итак, мы уточнили, что вирусы- организмы, способные жить и размножаться только паразитируя в клетке. Как же происходит их размножение? Рассмотрим, стадии репродукции на примере ретрови-руса, содержащего РНК. К такому типу вирусов принадлежит ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).
Перед учащимися ставится проблемная задача:
– Почему вирусы проявляют свойства живого организма только после того, как они попадают в живую клетку. Предположите объяс-нение этого явления, просмотрев немое кино «Жизненный цикл ви-русной частицы» и выделив основные этапы жизнедеятельности ви-руса, заполнив таблицу и схему. Каким образом вирусы проникают в клетки, что происходит с ними в дальнейшем?
Учитель переключает СЛАЙД № 15. («Немое кино»- «Жизнен-ный цикл вирусной частицы») Ученики записывают основные стадии репродукции вирусов (задание 7 в карте урока и обсуждают выполне-ние).
Самопроверка учащихся. Учитель переключает СЛАЙД № 16.
Стадии репродукции вирусов:
1)Адсорбция- прикрепление вируса к клеточной мембране за счет рецепторов-гликопротеинов в клеточной мембране. Наличие ре-цептора нередко определяет круг хозяев данного вируса, а также его тканеспецифичность
2)Проникновение в клетку путем инъекции или эндоцитозом
Затем возможна персистенция-нахождение вируса в клетке в ла-тентном состоянии.
3)транскрипция вирусного генома- синтез вирусной мРНК (в некоторых случаях, когда генетическая информация вируса закодиро-вана в виде РНК вирусная РНК одновременно играет роль мРНК, и, следовательно, процесс транскрипции в паразитируемой клетке не происходит за ненадобностью)
После инфицирования клетки ретровирусом в цитоплазме начи-нается синтез вирусного ДНК-генома с использованием вирионной РНК в качестве матрицы. Все ретровирусы используют для реплика-ции своего генома механизм обратной транскрипции: вирусный фер-мент обратная транскриптаза (или ревертаза) синтезирует одну нить ДНК на матрице вирусной РНК, а затем уже на матрице синтезиро-ванной нити ДНК достраивает вторую, комплементарную ей нить. Образуется двунитевая молекула ДНК, которая, проникнув через ядерную оболочку, интегрируется в хромосомную ДНК клетки и далее служит матрицей для синтеза молекул вирусных РНК.
4)Трансляция вирусной мРНК на рибосомах клетки
5)Сборка вирусных частиц из синтезированных клеткой вирус-ных НК и вирусных белков
6) Выход вирусных частиц из пораженной клетки
Вывод: вирусы неклеточные существа, проявляющие жизнедея-тельность в живом., это биосистема организменного уровня.
5. Первичное выявление уровня усвоения материала и расширение зна-ний:
Цель: закрепить и расширить знания по строению и жиз-ненному циклу ви-русов.
2 мин Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение? Учащиеся отвечают: (нет, есть вирусы, не имеющие кле-точное строения.)
Оцените мысль о том, что вирусы – это плохие новости в упаковке из белка. Учащиеся отвечают: Да. Так. Ведь попавшие в клетку вирусные гены-“плохие новости” приводят к нарушениям нор-мальных процессов в клетке и к гибели.
Зачем же природа создала вирусы? Неужели только для того, чтобы убивать другие живые организмы?
Учитель переключает СЛАЙД № 17. Согласно последним ис-следованиям, геном человека на 10 % состоит из информации, коди-руемой вирусоподобными элементами, которые когда-то были неза-висимы, но встроились в человеческую ДНК. Поэтому с помощью ви-русов может происходить так называемый горизонтальный перенос генов, то есть передача генетической информации не от отца к сыну и так далее, а между двумя неродственными (или даже относящимися к разным видам) особями.
Как вы думаете, какую роль в эволюции это может сыграть.
( Ученики отвечают: чтобы ускорить эволюционные процессы)
Вирусы регулируют численность популяций. Каким образом?
( Ученики отвечают: вызывая заболевания и вследствие этого смерти)
6. Подведение итогов урока :
Цель: актуали-зация внимания на распространении ви-русов и их появле-нии.
6 мин
Вирусы способны заражать все живые организмы на Земле:
СЛАЙД 18. Ребята работают с заданием 8 в рабочей карте урока
Растения — вызывая мозаику или иные изменения окраски ли-стьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость. У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство.
Назовите известные вам вирусные заболевания человека
Ученики называют заболевания
Вирусные заболевания человека:
-бешенство -оспа - гепатит - грипп - корь - крас-нуха - некоторые раковые опухоли - острые респираторные забо-левания - паротит (свинка) - полиомиелит - ВИЧ - энцефа-лит - ящур
Предложите меры предосторожности проникновения вируса в клетку? (Учащиеся высказывают свои точки зрения).
Учитель сворачивает презентацию.
Мы вспомнили, что такое вирусы, их свойства, строение и т. д. Проверьте, что вы знаете о них, выполнив предложенный тест.
Учащиеся выполняют тест (приложение к уроку) на компьюте-ре или в рабочей карте урока
7. Рефлексия де-ятельности на уроке
2 мин Что вам больше всего запомнилось сегодня на уроке?
(Учащиеся отвечают по вопросам в рабочей карте урока, учи-тель получает основу для самоанализа урока)
8. Домашнее за-дание
1 мин В последние годы все большую озабоченность вызывают эпиде-мии и даже пандемии вирусных заболеваний. В связи с этим, предла-гаю вам домашнее задание разного уровня сложности, которое каж-дый выберет сам.
СЛАЙД 19. Задание на отметку «4» :
Заполнить таблицу, используя дополнительные источники ин-формации.
Болезнь Возбудитель Поражаемая область тела
Грипп
Простуда
Оспа
Свинка
Корь
Полиомиелит
Задание на «5» предлагаю разработать проект (индивидуальный или групповой, который может заключаться в создании социальной рекламы, направленной против СПИДа или гриппа (это может быть плакат; видеоролик, снятый вами по самостоятельно написанному сценарию).
Одним из наиболее эффективных способов борьбы с вирусными заболеваниями остается вакцинация. Но у многих это профилактиче-ское мероприятие не вызывает доверия. Поэтому вторым вариантом выполнения задания может быть составление анкеты по вопросу от-ношения к вакцинации у населения и причин этого, проведение со-циологического опроса и анализ результатов. Результаты должны быть представлены в виде исследования.
Ученики выбирают самостоятельно тип домашнего задания, учитель записывает выбор учеников, устанавливаются сроки сдачи работ.
Спасибо за урок.