Наталья Шитикова
Игровые технологии в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предоставляю вашему вниманию презентацию по теме
«Игровые технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Я хотела бы начать со слов ученого, педагога-дошкольника канд. педагогических наук Менджерицкой Деборы Владимировны.
«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д. В. Менджерицкая
Публикация «Игровые технологии в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
Мы с вами знаем, что Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Что такое речь- это средство общения.
Чем лучше развита речь человека, тем успешнее он строит коммуникации.
Для активизации речевого развития детей на занятиях и в повседневной деятельности детей по развитию речи я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач.
Например Упражнение. "Игра в слова".
"Сейчас я буду называть вам слова, а вы мне скажите, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром -. , ветер -. , а снег -. , дождь -. , а солнце -. ".
Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Упражнение "Уменьшение".
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет?
Мяч - это мячик,
Стол -.
Юбка.
Пальто –
Книга-
Основная наша задача – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Актуальность использования игры обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект.
Что такое Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, это получение удовольствия и максимальной пользы.
Игровые технологии в речевом развитии можно представить следующими разделами:
• Игры для развития мелкой моторики;
• Игры для развития фонематического восприятия;
• Игры для коррекции звукопроизношения;
• Игры для развития связной речи;
• Голосовые и логоритмические игры;
• Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения;
• Игры, направленные на развитие пространственного гнозиса.
Рассмотрим, какие игры и игровые упражнения можно использовать с целью развития речи дошкольников :
Игры по развитию мелкой моторики
Цели:
• стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
• развитие движений пальцев рук, координации движений
• подготовка кисти руки к письму;
Игры с карандашом.
Игры с бусинками.
Игры со шнурками
Игры со счётными палочками.
Игры с прищепками.
Работа с мозаикой
Игры с крупами :макаронами, горохом, фасолью.
Работа с пуговицами.
Пуговицы Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок
1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок.
2. «Пуговки-застежки». Застигнуть на пуговицы фигуры.
-Пальчиковые игры:
Пальчиковые игры представляют собой некую инсценировку стишков, потешек, небольших сказок, «пальчиковый театр». В этих играх мы решаем проблему развития мелкой моторики рук, что прямым образом влияет на речь детей через развитие речевых центров
.
-Артикуляционная гимнастика - комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Такие упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты
-Дыхательная гимнастика способствует развитию правильного дыхания, необходимого для успешного формирования речевого аппарата.
Игры на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха.
"Коробочка гремит"
Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в один ряд.
Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.
Попросите найти две одинаково звучащие коробочки
«Что просит мышка»
Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – мышка, муляжи продуктов.
Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодная, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.
Игры по коррекции звукопроизношения
«Веселый язычок»
Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков
«Как Буратино за грибами ходил»
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.
Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т. д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.
«Самый большой мыльный пузырь»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.
Игры на формирование правильного произношения звуков
«Пчелы и медвежата»
Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.
Дидактические игры для развития связной речи
«Опиши игрушку»
Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Ход игры: Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
Игра «Придумай предложение».
Для этой игры понадобится какой -нибудь предмет, например камешек.
Воспитатель говорит слово «БЛИЗКО» и передает камешек ребенку, а тот в свою очередь должен придумать предложение с этим словом. «Я живу близко от детского сада» .Затем ответивший ребенок называет свое слово и передает камешек следующему ребенку.
Слово в предложении должно употребляться в той форме, в которой его предлагает загадывающий. Так по очереди камешек переходит от одного играющего к другому.
Дидактическая игра «Речевые кубики»
Данное пособие предназначено для индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, для описания живых и неживых предметов.
Ребенок подбрасывает кубик со словами «Крутись, вертись, на бочок ложись». При выпадении определенной грани ребенок выполняет задание в соответствии с заданием –схемой.
На гранях кубика для описания предметов схемы:
Что это? Кто это?
Какого цвета? Какой окрас?
Форма предмета. Величина
Величина Части
Части. Детеныш.
Для чего нужен? Где живет?
Кубик «Числа»
На гранях кубика – числа от 1 до 6. Предназначение кубика: по усмотрению воспитателя Усложняем задания путем бросания второго кубика. Для Закрепления количественного счета (одно яблоко, два яблока, согласование числительных с существительными (одна кошка, две кошки).
Дидактическая игра «Он, она, оно, они»
Эта игра обучает ребенка использовать в речи личные местоимения.
Разложите карточки изображением вверх и предложите ребенку разделить эти карточки на группы: группа «ОН», группа «ОНА», группа «ОНО», группа «ОНИ».
Если ребенку не понятны правила, он затрудняется с выполнение задания, тогда покажите на примере:
Например: «Это кошка. Она белая (или милая, или пушистая и т. п)» значит группа «ОНА», «Это солнце. Оно жаркое.» значит группа «ОНО», «Это пузыри. Они разноцветные» значит группа «ОНИ», «Это хлеб. Он мягкий» значит группа ….
Пусть ребенок сам подберет прилагательное. Если ребенок легко будет подбирать прилагательное к существительному, то ему не составит труда и заменить существительное местоимением.
Игра «Где сидит мышка?»
Цель: Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи
Заключение: использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
СПАСИБО!