Ольга Тумакова
Факторы развития речи
Факторы развития речи
- Развитие речи является основополагающим в обеспечении социального, интеллектуального и личностного развития человека (И. А. Зимняя)
- Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность (В. И. Яшина)
Публикация «Факторы развития речи» размещена в разделах
- Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС ДО).
Правильная речь – это:
- Правильное произношение звуков и слов;
- Правильное по смыслу употребление слов;
- Умение правильно изменять слова согласно грамматике.
- Оптимальное использование языка в условиях общения.
Факторы развития речи
Социальные : семейная среда (многодетная, неполная семья (мало внимания, пол ребенка – девочка более активна, особенности детско-родительских отношений, уровень образования родителей, общество сверстников, профилактика речевых нарушений.
Психологические: восприятие опыта и перестройка психических процессов: зрительные, слуховые, двигательные, потребность в речевой активности, деятельностный подход.
Физиологические: генетические факторы (речевые патологии взрослых, сформированность двигательного артикуляционного аппарата, развитость мозговых механизмов речи.
Принципы речевого развития
Развитие языкового чутья (освоение аналогий и закономерностей)
Взаимодействие с окружающими, обогащение речевого общения в интеграции различных видах деятельности (игровой, трудовой, бытовой, образовательной)
Обеспечение активной речевой практики
Взаимосвязь работы над различными сторонами речи, как целостность образования
Формирование элементарного осознания явлений языка (внутренняя система проявления речевого поведения)
Средства развития речи
Общение взрослых и детей
Культурная языковая среда, речь воспитателя
Обучение родной речи и языку в образовательной деятельности
Художественная литература
Виды искусства (изобразительный, музыкальный, театральный)
Общение взрослых и детей
Цель: налаживание отношений и достижение общего результата, формирование языковой способности ребенка, развитие объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений.
Условия - Присутствие взрослого
Формы: Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная
Культурная языковая среда, речь воспитателя
Цель: Формировать механизмы овладения родным языком, способствовать принятию правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, исправление ошибок
Требования к речи взрослого:
Содержательность
Точность, логичность
Соответствие возрасту детей
Лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность
Образность
Выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета
Соответствие слова воспитателя его делам.
Содержание невербальной речи
(жесты, мимика, пантомимические движения)
Помогают усвоению значений слов (круглый, большой)
Уточняют значение слов (веселый, грустный, ласковый)
Способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала
Приближают к обстановке общения (образовательной, естественной)
Выполняют социальную роль
Обучение родной речи и языку в образовательной деятельности
Цель: овладение речевыми навыками и умениями
Художественная литература
Цель: развитие образности речи, красоты родного языка, понимания языковых средств
Требования к художественной литературе:
доступная по содержанию, написана образным языком, без сложных грамматических форм, содержит разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь, имеет воспитательную ценность, имеет четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий
Работа над текстом в разных видах речевой деятельности:
чтение, слушание, беседа, рассказывание, пересказывание, заучивание поэтических строк, отгадывание персонажей, загадок.
Различные виды искусства
Цель: стимулировать усвоение языка, вызвать желание делиться впечатлениями, формирование связной речи, фонематического слуха
Взаимодействие с семьями
Цель: развитие всех речевых компонентов: словаря, грамматики, звуковой культуры, связной речи
Сотрудничество по организации досуговой, игровой деятельности.
Партнерство в исправлении речевых ошибок у детей
Просветительская, пропагандистская поддержка
Обеспечение активной речевой среды в доверительной обстановке
Консультации, папки – передвижки
Буклеты, памятки, стенгазеты, фотоколлажи
Совместная деятельность
Анкетирование
Выво
ды:[/b]
Психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное общение ребенка со взрослым.
Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, на основе подражания речи окружающих.
Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на процесс речевого развития, так как там ребенок, во-первых, имеет постоянные контакты со сверстниками и специально, под руководством педагога обучается навыками осознанного анализа речи. Он овладевает основными речевыми умениями в области развития словаря, грамматики, связной речи, учится производить звуковой анализ слова. Овладение звуковым анализом слова способствует овладению чтением и письмом.