Быкова Елена Михайловна
Презентация для педагогов «Страна оригами»
▼ Скачать +Заказ
Презентация для педагогов «Страна Оригами»
Материалы: готовые изделия, выполненные в технике Оригами.
ХОД.
1 СЛАЙД
Вспомните, кто из вас на переменках (а если честно, то и иногда и на уроках) не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полураскрывшийся бутон? И, наконец, кто не запускал в полет собственноручно сделанный бумажный самолетик?
Наверное, почти все! Однако мало кто из нас знал тогда, что эти фигурки называются ОРИГАМИ.
2-3 СЛАЙДЫ
Публикация «Презентация для педагогов „Страна оригами“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Слово это пришло к нам из Японии и обозначает древнее японское декоративное искусство бумажной пластики, состоящее в складывании из нее объемных фигурок (животных, корабликов, шапок, домиков, цветов).
4 СЛАЙД
Появление бумаги.
ВАСИ — традиционная японская бумага ручного изготовления. Производство бумаги началось в Китае в начале II в. Впервые в Японию ее привез корейский монах в 610 г., в то время как странам Запада пришлось ждать еще более 500–1000 лет, чтобы овладеть искусством изготовления бумаги: в Испанию оно проникло в 1151 г., а в Голландию — в 1586-м.
5 -6 СЛАЙД
Появление искусства оригами.
Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются в 7 в. н. э. сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами.
Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов. Помещались на жертвенный костер.
В течение веков монахи ставили в храмах на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические подношения Божеству.
До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги - коробочки "санбо", в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений.
Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.
7 СЛАЙД
Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утончённого вкуса.
В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях.
8 СЛАЙД
В начала XIX века знаменитый немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фрёбель высоко оценил искусство складывать бумагу и впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фольклорных" фигурок из бумаги.
В 20 в. распространилось по всему миру, в том числе и в России, благодаря фигурке бумажного журавлика, ставшего символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни.
9 СЛАЙД
А покорилось оно другими странами лишь тогда, когда клерк Акира Йошизава придумал универсальную систему условных знаков. С их помощью удается записать без слов последовательность, в которой можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку. Язык этот сродни нотам в музыке – понятен и японцу, и американцу, и русскому.
10 СЛАЙД
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой тоже увлекался складыванием фигурок из бумаги.
11 СЛАЙД
Виды и техники оригами
Классическая (или традиционная) фигурка оригами складывается из одного квадратного листа бумаги, без клея, ножниц и совмещения с другими фигурами.
12 СЛАЙДЫ
Очень красивы объемные сборные фигуры, создаваемые по принципу модульного оригами.
Суть конструкции в том, что элементы, изготовленные посредством классической техники, вкладываются друг в друга. В результате возникновения между соприкасающимися деталями силы трения фигура сохраняет свою целостность.
13 СЛАЙДЫ
Шар кусудама.
Кусудамы – одно из наиболее древних ответвлений техники оригами. Создание кусудам – забава с почтеннейшим возрастом.
Внешне кусудама представляет собой объемный бумажный шар, сложенный из нескольких одинаковых элементов, обычно – цветов. Эти модули складываются из обычных квадратных листов бумаги, крепятся же друг с другом при помощи клея или ниток.
Однако в современном искусстве оригами есть и такие конструкции, которые позволяют избежать склеивания, сшивания или разрезания, придерживаясь канонов искусства. Часто кусудаме цепляют хвостик-кисточку и в итоге готовое изделие представляет из себя красивый и необычный букет цветов.
Использовать ее можно как элемент интерьера, как приятный подарок для друзей и близких, да и, собственно, по исконному ее назначению, повесив над кроватью заболевшего человека, ведь само слово «кусудама» образовалось от слагания двух слова «кусури» — лекарство и «тама» — шар.
Это своего рода схема сборки модели, полностью зафиксированная на исходном материале, которому суждено превратиться в фигуру – от вас требуется лишь сложить ее по указанным линиям. Получаемые таким методом изделия имеют невероятное сходство с оригиналом.
Развертка прекрасно подходит для создания детских игрушек – они получаются ничуть не хуже пресловутых конструкций «лего» при условии опыта и должного уровня мастерства изготовителя.
14 СЛАЙД
Общие правила при обучении технике оригами
1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
15 СЛАЙД Базовые формы оригами.
16 СЛАЙД Условные обозначения.
17 СЛАЙД Значение оригами для детей.
Как и в любом виде творчества, пределов совершенствования в искусстве оригами не существует. А еще это одна из увлекательных форм познания мира. Познавательные способности оригами гораздо шире.
О пользе древнего искусства рассуждают медики, психологи, педагоги. И вот к чему они пришли.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский.
1. Учти различным приё мам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
2. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуя мелкую моторику рук, что помогает быстрее научиться писать;
3. Развивает глазомер. Учит концентрации внимания.
4. Учит следовать устным инструкциям.
5. Стимулирует развитие памяти, чтобы сделать поделку, ребенок должен запомнить алгоритм её изготовления, приёмы и способы складывания.
6. Закрепляет представления о геометрических фигурах. Оригами – мир геометрических фигур: треугольников, квадратов, многоугольников, призм.
7. У ребёнка развивается пространственное воображение.
8. Дети учатся читать чертежи.
9. У детей развиваются творческие способности, активизируется воображение, фантазия.
10. Совершенствуются трудовые навыки; дети учатся аккуратности, бережному экономному использованию материала.
18 СЛАЙД Спасибо за внимание.