Юлия Бутова
Обобщение опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий
Здравствуйте, дорогие друзья и гости! Я являюсь лауреатом конкурса-смотра «Лучший педагог системы физического воспитания», на котором делилась с коллегами своим опытом работы по физическому воспитанию с ослабленными и ЧБД детьми.
Брошюра «Современные здоровьесберегающие технологии, как фактор обновления содержания работы по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях» - обобщение опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий, с которыми хотела бы познакомить Вас, прошу стать моими рецензентами и ознакомиться с содержанием:
Публикация «Обобщение опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Великая ценность каждого человека - здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями.
Согласно исследованиям специалистов каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Главные причины: несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; недостаточное внимание к закаливающим и физкультурно-оздоровительным мероприятиям; недостаточная двигательная активность - гипокинезия.
Гипокинезия - недостаточная двигательная активность - все более "молодеет". Особенно страдают дети больные и ослабленные перенесенными заболеваниями. Проблема в том, что этих детей чрезмерно опекают взрослые, их освобождают от занятий физической культурой. Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н. А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает научно-практическое направление - педагогика оздоровления.
Основные идеи педагогики оздоровления реализуются в современных программах: "Остров здоровья" Е. Ю. Александровой, "Росинка" В. И. Зимониной.
Одним из направлений этой работы является создание «Программы психофизической тренировки» (ПФТ, автор программы Н. Н. Нежкина, сочетающей психическое и физическое воздействие на организм ребенка с целью гармонизации его развития.
Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии соблюдения следующих принципов:
- организация оздоровительного режима;
- организация двигательной активности с преобладанием циклических упражнений;
- формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- реализация системы эффективного закаливания;
- обеспечение психологического комфорта.
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Поэтому, целью своей работы, я ставлю организацию достаточной двигательной активности, используя нетрадиционный подход в физкультурно-оздоровительной работе.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности.
Начальные знания и навыки по этим составляющим должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни ребенка. Совместными усилиями специалистов разных областей знаний (медицины, физической культуры и спорта, психологии) можно решить эту сложную проблему.
Конкретизируя задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в контексте его основной цели - формирования физической культуры личности, можно выделить специфические и общепедагогические.
I. Специфические задачи
1. Оздоровительные задачи:
- обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников;
- способствовать функциональному развитию органов и систем организма;
- содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы;
- закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух, вода, а так же традиционные и современные методики закаливания;
- способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
2. Образовательные задачи:
- формировать и совершенствовать у дошкольника жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д.);
- сделать достоянием каждого ребенка элементарные базовые знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, техники выполнения различных упражнений, правилам соревнований по спортивным играм и т. д.
II. Общепедагогические задачи
1. Воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
2. Способствовать развитию воли, целеустремленности.
3. Формировать позитивные качества характера.
4. Способствовать эмоциональному развитию детей.
5. Воспитывать эстетические потребности личности ребенка.
Коллектив нашего детского сада уже много лет занимается поиском эффективных методов оздоровления ослабленных и часто болеющих детей. В нашем ДОУ большой популярностью пользуются: программа «Остров здоровья» Е. Ю. Александровой, программа «Росинка» В. И. Зимониной, технология «Сказочный театр физической культуры» Н. А. Фоминой.
Перспективным направлением в этой работе я считаю «Программу психофизической тренировки» (ПФТ) автор Н. Н. Нежкина, сочетающей психическое и физическое воздействие на организм ребёнка. Разработанная система ПФТ представляет собой модель, которая обновляет содержание работы по физической культуре с ЧБД.
Я знаю, что ведущим видом деятельности детей является игра, поэтому предложенную систему ПФТ провожу в виде увлекательных сюжетных игр (путешествие по весёлому зоопарку, морскому дну, сказкам и т. д.).
Для работы с ЧБД я отобрала разрешённые и практически апробированные методики нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье:
пальчиковая гимнастика;
дыхательные гимнастики по А. Стрельниковой и Б. С. Толкачёву;
психогимнастика по методике М. Чистяковой;
игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;
звуковая гимнастика А. Лобанова;
хождение по дорожкам здоровья;
дыхательные упражнения по хатха-йоги.
Работа с часто болеющими детьми дала свои положительные результаты и доказала достоинства этой системы занятий. Дошкольники, занимавшиеся в группе здоровья, по результатам диагностики показали значительный рост уровня двигательной активности.
МКДОУ «Детский сад №6 «Ягодка» работает по модели оздоровления детей 3 года и уже имеет свои положительные результаты: повысился индекс здоровья - до19 %, снизилась заболеваемость ОРЗ на 3%.
Воспитание здорового ребёнка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.
В дошкольном детстве связь ребенка с семьей как никогда более тесная, и это обязательно нужно использовать. По моему убеждению, только «тройственный союз» дошкольного учреждения, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути укрепления здоровья детей. Для этого потребуются годы кропотливого труда, но затраченные усилия обязательно дадут результат.
Литература:
Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья»
Егоров Б. Ю. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми
Нежкина Н. Н. Психофизическая тренировка для детей
Спасибо за Ваше внимание!