Людмила Ермишина
Презентация «Аспекты адаптации детей в приемной семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Аспекты адаптации детей в приемной семье»
Подготовила педагог-психолог
Ермишина Л. И.
Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Попадая в новые условия, приемный ребенок и его новые родители будут находиться в состоянии, которые называется адаптацией - процессом привыкания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам.
Публикация «Презентация „Аспекты адаптации детей в приемной семье“» размещена в разделах
Дети, которые воспитывались вне семьи или в неблагополучной семье, имеют изменения в развитии нервной системы и психики. Здесь все будет зависеть от Вашего понимания, терпения и отношения. Благополучная семейная атмосфера, уютный семейный микроклимат — это то, что компенсирует негативные изменения.
Главной задачей новых родителей является создание в своей семье таких условий, которые бы предотвращали психотравмирующие ситуации. Адаптация проходит на устойчивом уровне только в гармоничных отношениях с родителями.
Процесс адаптации подопечного ребёнка в приемной семье можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой можно выделить свои этапы:
- «знакомство»;
- «уже не гость»;
- «вживание»;
- «стабилизация отношений».
Первая стадия «Знакомство». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей.
Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит к тому, что ребенок становится суетливым, непоседливым, не может долго сосредоточиться на чем-то.
Семьи часто не могут ожидать даже всех проблем, с которыми могут столкнуться. Некоторые приемные родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.
Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил, как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.
Второй этап адаптации ребенка - «Уже не гость».
Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Ребенка как подменили, резко ухудшилось его поведение. Однако, это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, обусловленный множеством причин, совокупно действующих в этом периоде. Взрослым следует обрадоваться этим изменениям (втайне от ребенка) и поделиться этой хорошей новостью с социальным работником.
Причины ухудшения поведения ребенка:
Первая причина - появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины»;
Вторая причина - неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям;
Третья причина - нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием своего места и своей роли в приемной семье;
Четвертая - эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка с биологическими родителями или другими родственниками;
Пятая - обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.
Третий этап адаптации ребенка - «Вживание».
На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые гораздо лучше понимают проблемы ребенка. Когда ребенок сталкивается с трудностями, взрослые дают ему эмоциональную поддержку, напоминают: мы вместе, мы справимся. В случае «сбоев» в поведении ребенка взрослые (зачастую с помощью специалистов) ищут и находят причины, а также способы их смягчения или преодоления.
На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным, волнообразным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Однако теперь родители лучше понимают и проблемы кровных детей, им легче справляться с ними.
Другой дестабилизирующий момент семейной жизни - небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка.
Следует поощрять принятие ребенком своих родных. Это крайне важно для гармоничного развития его личности.
Четвертый этап адаптации ребенка - «Стабилизация отношений».
Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые, как правило, достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью. Некоторые из них обсуждают с работниками приюта возможность взять в семью еще одного приемного ребенка.
Ребенок спокоен за себя и за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место не только в приемной семье, но и в социуме. Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом.