Людмила Валерьевна Жмуркова
Педагогические технологии в современных условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого. Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: - уметь точно формулировать проблему; - быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; - выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; - продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений. Педагогические технологии обязательно должны : - развивать любознательность - основу познавательной активности; - способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие
Публикация «Педагогические технологии в современных условиях ДОУ» размещена в разделах
задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; - творческое воображение как направление интеллектуального развития; - коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; - способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; - понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет актуальное содержание, выраженную этапность, включает определенные профессиональные действия (оптимальные методы и средства обучения, описывает итоговые результаты деятельности. Это обеспечивает создание благоприятных условий взаимодействия с воспитанниками по организации их активной деятельности в соответствии с программой и образовательными задачами. Целью внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации являются: - повышение качества дошкольного образования с целью модернизации образовательного процесса; - повышение профессиональной культуры педагогов; - формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями). Инновационные педагогические технологии позволяют успешно решать нестандартные задачи, учат детей и взрослых сотрудничеству и совместной работе, обращаясь к каждому из них индивидуально.
Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию положительной мотивации к дальнейшему обучению и отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Кейс – технологии в дошкольном образовании – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Цель данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Виды кейс – технологии :
- Кейс –стади (ситуации,
- Кейс – иллюстрации,
- Фото – кейс,
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость. Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт". Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается. В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.
Название технологии : «Досуговое чтение».
Краткое описание: В организованном читательском уголке в группе вывешивается стенд со списком детей и названием книг, которые родители могут прочитать с детьми дома.
Родители берут любую книгу, читают ее дома, а затем ставят отметку о прочтении на данном стенде.
Цель: Возрождение традиций семейного чтения.
Реализация:
- подготовка родителями фотоотчетов «Читаем дома»;
- создание творческих работ: «Любимая книга, прочитанная дома», «Мой любимый герой книги»;
- организация выставки «Наша домашняя библиотека», выставки-конкурса
«Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками»;
- создание мини - библиотек в группах;
- организация театральных постановок по прочитанным книгам.
Технолоия : Термометр эмоций
Термометр эмоций поможет ребенку разобраться в своих чувствах и является первым шагом на пути к контролю за эмоциями. Побеседуйте с ребенком о том, как правильно вести себя во время негативных эмоций, какие шаги предпринять, чтобы вернуться к спокойному состоянию.
Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки могут долгое время что-то собирать, складывать, строить из конструктора. Конструирование и робототехника тесно связанны между собой и полностью отвечают условиям развития мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании и робототехнике быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях. В результате такой работы, ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать. У дошкольников развивается техническое мышление и техническая изобретательность. Работа с конструктором требует сосредоточенности и в то же время развивает воображение и прививает желание творить. С этой точки зрения конструкторы для робототехники так же действенны, как и обычные конструкторы. Но они еще и развивают техническое мышление и способствуют творчеству.