Екатерина Житенёва
Преодоление тревожности и страхов у первоклассников с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого ребенка, пришедшего в школу, начинается новый этап в его жизни, появляются новые требования, обязанности, дружеские отношения, ведь ребенку придется не только осваивать абсолютно новый кабинет, но и взаимодействовать с незнакомыми лицами: одноклассниками, учительницей, школьным охранником, работниками столовой. Ему придется с ними общаться, и важно знать, как это делать.
В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, утомляемостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, а тем более первоклассники с ограниченными возможностями здоровья, необходимость изучения психологических проблем которых связанны с адаптацией их в социуме. Тема является актуальной и очевидной.
Для диагностики страхов и тревожности у детей с ограниченными возможностями могут быть использованы методики:
- методика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках», направленная на выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.);
- блок методик А. Л. Венгера – позволяет выявить сформированность важнейших компонентов готовности к школьному обучению с уровнем тревожности. Показателем высокого уровня будет особенность выполнения заданий разных типов;
- методика «Пиктограмма», «Образец и правило», где можно увидеть особенности и характер детской самооценки, критичность, уверенность, тревожное неблагополучие в личностной сфере ребенка;
- метод «Незаконченные предложения», помогающий выявить особенности эмоциональное отношение школьников к различным компонентам образовательной среды;
- проективные методики: «Нарисуй свой страх», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Автопортрет» и т. д. Развитие каждого ребенка очень индивидуально, но неоспоримым является тот факт, что ребенок может рисовать, еще не научившись писать. Тревожность хорошо прочитывается в рисунке человека, он наиболее прост и применим в использовании, доступен для детей с особыми нуждами, с помощью рисунка можно понять ребенка, помочь ему, прочитать о его потребностях, желаниях и переживаниях, стремлениях. Проводящему тест нужно обратить внимание на расположение листа при выполнении рисунка, на затраченное время, последовательность изображения различных деталей. Тенденция к штриховке, линии с сильным нажимом, преувеличенное внимание к деталям так же свидетельствует о тревожности.
Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может быть довольно длинный и продолжаться до полугода, а иногда и дольше. Это, как правило, связано с тем, что у детей более медленно формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения. Детские страхи, если вовремя их исследовать, как правило, исчезают. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Главное, помнить: если необходимо избавить первоклассника от страхов и тревожности, необходимо расслабиться прежде всего самим родителям и дать ребенку понять, что его любят и он любим, независимо от оценок и успехов в школе, ведь одной из причин тревожности младших школьников с ОВЗ считают нарушение детско-родительских отношений. Снятие тревоги, когда она возникает, в огромной мере зависит от того, насколько удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться своих родителей и почувствуют, что их не осуждают.
Литература
1. Голутвина В. Как победить детские страхи. М. : Гелеос. – 256 с.
2. Захаров А. И. Ночные и дневные страхи у детей. – СПб. : «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.
3. Моргулец Г. Г. Руссулова О. В. преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция. – Изд. 2-е. –Волгоград: Учитель. – 143 с.
4. Щербатых Ю. В. Психология страха: Популярная энциклопедия. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
5. Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М. : Эксмо, 2008. – 352 с.