Светлана Лагутеева
Преодоление нарушений слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Звуко-слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и вида составляющих его звуков и слогов.
Дефект речевого развития в виде нарушения звуко-слоговой структуры слов характеризуется трудностями в восприятии и последующем воспроизведении слов преимущественно сложного звуко-слогового состава.
Виды нарушений слоговой структуры слова
1. Нарушение количества слогов :
Публикация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова» размещена в разделах
• элизия – сокращение слогов (молоток- моток)
• итерация- опускание слогообразующей гласной (пинино-пианино)
• увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (Слава-Салава).
2. Нарушение последовательности слогов в слове.
• перестановка слогов в слове (деворе-дерево)
• перестановка звуков соседних слогов (гебемот-бегемот)
3. Искажение структуры отдельного слога
• сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута- капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул-стул).
• вставка согласных в слог (лимонт-лимон)
3. Антиципации
• уподобление одного слога другому (пипитан-капитан, вевесипед-велосипед, нананасы-ананасы)
4. Персеверации
• застревание на одном слоге (пананама-панама, ввалабей- воробей).Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание.
5. Контаминации
- соединение частей двух слов (холодильница- холодильник, хлебница).
Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.
Причины нарушений слоговой структуры слова.
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.
• недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха;
• недостаточность артикуляционных возможностей;
• сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;
• несформированность ритмической и динамической организации движений;
• неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
• сниженная мотивационная деятельность;
Методика коррекции слоговой структуры слова включает в себя два этапа: подготовительный и основной.
I. Подготовительный этап.
На нем осуществляется формирование предпосылок развития слоговой структуры слова.
В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит и развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.
Формирование пространственных представлений.
В коррекционной деятельности основная работа по овладению ребенком пространственных отношений будет направлена на:
1. формирование представлений о пространстве собственного тела.
2. формирование представлений о физическом пространстве – о местонахождении предметов с использованием понятий «низ»- «верх», «спереди»- «сзади», «право»- «лево».
3. формирование лингвистических пространственных представлений (времена года, дни недели,части суток, сложные речевые конструкции и т. д.)
Развитие ритмических способностей
Ритмическая способность является генетически обусловленной, и если у детей с нормой развития, она развивается наиболее активно в период дошкольного детства, то у детей с отклонениями в развитии чувство ритма изначально не становится средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения вследствие имеющегося дефекта.
Последовательность отработки слогов
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко- слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей, например, словообразования.
Вначале тренировка послогового ритма отрабатывается:
• на прямых слогах (ма, на, па)
• на обратных слогах (от, ут, ум)
• на закрытых слогах (мак, кап, бух)
• на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными.
Все слоги произносятся в замедленном темпе. Далее отрабатываются слоги со стечениями согласных. Данный вид слогов требует отдельной отработки. Слоги со стечениями согласных предлагаются в следующей последовательности:
• открытые и закрытые (кна-анк, гна-агн)
• с оппозиционными согласными (фта-фтя, спы-збы)
• цепочки слогов (мна-мно-мну)
• слоги со сменой позиции согласного (мна-нма, нку-кну)
II. Основной этап работы.
На данном этапе продолжаем работу над развитием пространственных представлений, ритмической и динамической деятельности и добавляем следующие блоки работы: упражнения на развитие дыхания, работу над развитием мелкой моторики, артикуляционную и биоэнергопластику, массаж и самомассаж, проговаривание слов доступного класса.
Дыхательные упражнения
Массаж и самомассаж
Упражнения для развития мелкой моторики
Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика
Проговаривание слов доступного слогового класса
Классификация слоговой структуры слова А. К. Марковой Использование компьютерных игр в логопедической работе
Слоговая структура слова, согласно Марковой, определяется как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности и имеет четыре параметра:
• ударность
• количество слогов
• линейная последовательность слогов
• модель самого слога.
Таким образом, А. К. Маркова выделила 14 типов слоговой структуры слова и расположила их по возрастающей степени сложности.
Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
1. Двусложные слова из открытых слогов (дети, сова, вата)
2. Трехсложные слова из открытых слогов (малина, долина, поляна)
3. Односложные слова (дом, кот, кит)
4. Двухсложные слова с закрытым слогом на конце (диван, банан, мебель)
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, киска)
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, медведь)
7. Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон, ананас)
8. Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, колбаса, конфета)
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (кузнечик, садовник, апельсин)
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушки)
11. Односложные слова со стечением согласных в начале или слова (шкаф, стол, винт)
12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, гвозди)
13. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха,пианино, буратино)
14. Четырехсложные слова со стечением согласных (остановка, воспитатель, земляника)
Подготовила учитель-логопед
Лагутеева С. С.