Татьяна Шевырева
Преемственность начальной и средней школы. Особенности адаптационного периода у пятиклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность у пятиклассников.
За многие годы моей работы классным руководителем в средней и старшей школе, я не раз задумывалась о преемственности педагогической деятельности при переходе детей из начального в среднее звено.
Публикация «Преемственность начальной и средней школы, Особенности адаптационного периода у пятиклассников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Преемственность педагогической деятельности предполагает тесную связь содержания, методов, средств и форм работы, что позволяет обеспечить всестороннее развитие ребенка, подготовить его к выполнению более сложных требований на последующих этапах обучения.
Переход к обучению в основной школе — важный шаг в жизни каждого ребенка. Этот вопрос остро встает в условиях современного многовариантного образования.
В пятом классе у ребенка резко меняется социальное окружение, в связи с новым составом учителей, добавлением новых учеников, новых предметов, а также с некоторым изменением самой системы деятельности. Ученик оказывается в новой ситуации, которая вызывает у него некоторую тревожность. Школьники в этот период испытывают эмоциональный дискомфорт из-за смены педагогического состава, появления новых предметов, особенностей обучения. Такое состояние может привести к школьной дезадаптации. Чтобы избежать этой проблемы, существует адаптационный период, целью которого является – помощь школьникам плавно и постепенно перейти из начальной школы в среднюю, а переходный период сделать безопасным для их здоровья, как физического, так и душевного. Большую поддержку в социализации ребенка могут оказать родители, для них это тоже новая ступень в жизни. Они могут помочь снять напряжение в работе с индивидуальными трудностями ребенка, создать в классе атмосферу взаимоподдержки, взаимопонимания, организовать отдых и внеклассные мероприятия, помочь своему ребенку преодолеть этот нелегкий, но еще не самый трудный период в жизни.
При переходе в среднюю школу у ученика зачастую падает успеваемость. С чем может быть связанна эта проблема? Успешно учившиеся в начальной школе дети, переступив порог среднего школьного звена, вдруг ухудшают свою успеваемость и оказываются среди отстающих.
Как избежать такого падения и помочь учащимся, переживающим трудный подростковый возраст, сохранить и развить свой потенциал? Нужна своевременная помощь со стороны учителей, классных руководителей, родителей.
Младший школьник, привыкший к “своему” одному учителю, к его манере работать, к его требованиям, сталкивается с таким большим количеством преподавателей, с различием их требований, многообразием методов работы, что не в силах сразу к ним приспособиться. На привыкание и приспособление нужно время, а ещё и учиться успевать надо. Учителю обычно некогда вникать в психологические проблемы ученика: нет учебного времени.
Анализ причин снижения успеваемости показывает, что они заключаются не столько в предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик. Если для учащихся начальной школы личностно-значимой является оценка учителя, то в 5 классе – это оценка товарищей по классу, сверстников. Если раньше был один оценивающий, то теперь их много. Ученик ещё не осознает их важности и не испытывает уважения, а они уже выносят ему, подчас, суровые оценки.
Будьте осторожны с оценкой. Оценка – главный идол в школе. Для одних он добрый, снисходительный, для других – жестокий, неумолимый, безжалостный. Оценка должна вознаграждать за трудолюбие, а не карать за лень, нерадивость.
Душевная чуткость – этого качества невозможно достичь только обучением. В основе человеческой чуткости педагога лежит интеллектуальная, нравственная, эмоциональная культура. Учитель должен очень умело владеть словом, в котором таится человечность, чуткость, терпимость к слабостям ребенка. Слово учителя не должно стать кнутом, а должно быть целительной водой. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание и слово отражаются на учениках. Помните, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудач или неудобств.
Возникающие внутренние противоречия и внешние конфликтные ситуации склоняют пятиклассников придерживаться прежних критериев своих действий, что приводит учащихся к задержке выхода из стрессовой ситуации. В итоге, дети из него выходят только к концу пятого класса.