Вячеслав Кузнецов
Преемственность речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность речевого развития детей посредством музыкального воспитания в ходе реализации процесса дошкольного и начального школьного образования
Речевое развитие детей с раннего возраста в настоящее время является актуальным вопросом, так как огромное количество медиа – информации, находящейся в быстром доступе, для получения которой не нужно прикладывать никаких усилий, кроме как сделать несколько кликов или прикосновений к своему гаджету, расслабляет людей уже с детского возраста, демотивирует на самостоятельное получение знаний, не способствует личностному росту и негативно влияет на развитие речевого аппарата, поэтому так необходимо уже с периода дошкольного детства уделять внимание всем сферам развития ребенка.
Публикация «Преемственность речевого развития детей» размещена в разделах
В данном докладе речь пойдет о развитии речи через музыкальную деятельность в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Приобщение детей к музыке - один из важнейших путей речевого развития, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства человека, а через чувства – и на его отношения к окружающим явлениям, выражающихся в форме собственных высказываний.
Музыкальное воспитание начинается с самого раннего возраста в детском саду и продолжается в школе.
Воспитание и развитие детей на каждой возрастной ступени имеет своеобразие, которое определяется задачами, содержанием, методами воспитания и обучения, возрастными особенностями детей. Вместе с тем каждая ступень преемственно включает в обобщенном виде то, что создано предшествующим этапом обучения. Важно и то, что каждая ступень воспитания перспективно включает в себя элементы того нового, что характерно для последующей ступени. Поэтому, например, детский сад, решая свои задачи музыкального воспитания и речевого развития, перспективно готовит детей к урокам музыки в школе, а школа преемственно принимает все то положительное, что приобрели дети в процессе музыкального воспитания в детском саду.
В общих чертах, преемственность музыкального воспитания в ДОУ и в начальной школе можно рассматривать как:
- систематичность расположения музыкально-педагогического материала;
- взаимодействие старых (имеющихся) и новых знаний, умений, навыков;
- последовательность роста педагогических требований ко всему учебно-воспитательному процессу (и в детском саду и в школе).
Преемственность задач, содержания, методов и приемов музыкального воспитания в старшей группе детского сада и в 1 классе школы создает благоприятные условия для музыкально-эстетического развития детей 6-8 лет.
Музыкальное воспитание в детском саду и в школе – один из путей формирования гармонически развитой личности. В процессе обучения детей наиболее полно развиваются их музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, формируется художественный вкус. Так создаются возможности для более глубокого восприятия музыкальных произведений, лучшего исполнения их и воздействия музыки на детей.
Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, игровое и танцевальное творчество). Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках. Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо. Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
Преемственность в обучении пению на основе осознания звуковысотности и длительности звуков, систематического использования движений дает возможность добиться у всех детей этого возраста надлежащего развития музыкального слуха, в первую очередь навыка чистого интонирования.
Преемственность песенного репертуара способствует широкому проникновению песни в быт ребенка. Коллективное пение сплачивает детей, повышает чувство ответственности друг за друга, они становятся более собранными, внимательными.
Преемственность в слушании музыки на основе расширения и углубления возможностей ее восприятия детьми 6-8 лет за счет повторного слушания, ознакомления с произведениями различного характера развивает общую музыкальность детей, расширяет их музыкально-эстетический кругозор, формирует художественный вкус.
Преемственность в слушании музыки создает, таким образом, возможность более интенсивного развития музыкальных способностей. Дети более эмоционально воспринимают музыку, у них укрепляется любовь и интерес к ней.
На практике преемственность дошкольного образования и начального школьного образования в развитии речи посредством музыкального воспитания реализуется следующим образом:
- в детском саду происходит и в начальной школе продолжается знакомство со следующими классическими и русскими народными музыкальными произведениями: Э. Григ «Утро», П. И. Чайковский «Зимнее утро», П. И. Чайковский «Утренняя молитва», П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро» (финал, П. И. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица», М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», С. С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Л. Бетховен «Весело-грустно», «Во поле берёза стояла» р. н. п., «Камаринская» р. н. плясовая п. «Калинка» р. н. п. и др. Дети формируют свое собственное представление об этих композициях, могут высказать свои музыкальные впечатления, описать свои эмоции от прослушивания, в дальнейшем в процессе школьного образования уточняя и усложняя свои описания;
- также прослеживается преемственность песенного репертуара, например, песни, соответствующие временам года и календарным праздникам: «Урожайная» музыка и слова А. Филиппенко, «Голубые санки» муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой, «Елочка» муз. М. Красева, сл. З. Александровой, «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, «Мамина песня» муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского, «Сегодня салют» муз. М. Протасова, сл. В. Степанова, песни из детских мультфильмов и популярные детские песни: «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. В процессе заучивания песен и их повторения дети расширяют свой словарный запас, учатся правильному произношению и пропеванию слов и слогов, также происходит развитие навыка проговаривания текста песни с необходимой согласно мелодии интонацией, что способствует развитию самостоятельного подбора интонации в процессе общения;
- преемственность дошкольного образования и начального школьного образования в области развития речи проявляется в участии детей в различных театрализованных представлениях, тематических мероприятиях, посвященных календарным праздникам, которые проводятся в ДОУ и начальной школе: например, театрализация сказок, мероприятия, посвященные осени, Дню матери, Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и др. Дети разучивают не только песни, но и стихотворения, посредством которых пополняют свой словарный запас, продолжается формирования навыка работы со стихотворным текстом. Кроме того, участвуя в различных мероприятиях и театрализациях, дети учат свои реплики, это определенный объем прозаического текста, который каждый юный актер прорабатывает и привносит свои эмоциональные особенности в исполнение роли, применяет навыки использования интонации в речи.
Таким образом, на основании данного доклада можно сделать следующие выводы:
- существует преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием во многих сферах развития детей, в том числе, в развитии речи посредством различных видов деятельности, в частности, музыкального воспитания;
- преемственность в развитии речи детей посредством музыкального воспитания проявляется:
1) в слушании музыки, в частности, классических и русских народных произведений;
2) в исполнении песен, посвященных календарным событиям и праздникам;
3) в исполнении популярных детских песен;
4) в заучивании стихотворений для мероприятий;
5) в заучивании ролей в театрализациях и сценках в рамках мероприятий.