Надежда Ивановна Василискина
Преемственность принципов ФГТ и ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность принципов ФГТ и ФГОС.
Воспитатель МАДОУ детский сад № 26
г. Кировград
Василискина Н. И.
Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных перед педагогическим процессом целей. Для педагога они являются своеобразными требованиями по отношению к себе лично и своей педагогической деятельности. Именно принципы «подсказывают» выбор педагогических технологий, делают педпроцесс направленным, соответствующим цели и конкретным условиям их реализации.
Публикация «Преемственность принципов ФГТ и ФГОС» размещена в разделах
Принципы дошкольного образования, провозглашенные ФГОС ДО, на первый взгляд, сильно разнятся с принципами, обозначенными ФГТ.
При анализе преемственности принципов дошкольного образования, определенных ФГТ и ФГОС ДО, удалось выявить следующее:
1. принципы:
«Возрастной адекватности» (ФГОС) и «построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы (ФГТ)» являются идентичными, т. к.
возрастная адекватность - один из главных критериев выбора форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра
2. Принципы ФГОС «Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» и «Полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития» в ФГТ соответствуют несколькими принципами:
• «Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования».
На мой взгляд, в ФГОС этот принцип рассматривается шире.
• «Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса». Практика показывает, что именно при реализации этого принципа ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, осуществляется максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общение детей со сверстниками и взрослыми.
• В свою очередь, построение образовательной работы на основе комплексно-тематического принципа невозможно без реализации принципа интеграции образовательных областей.
3. Принцип «Индивидуализации дошкольного образования» (ФГОС) означает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Однако С. Л. Рубинштейн акцентировал внимание ученых на том, что нельзя изучение индивидуальных особенностей отрывать от изучения особенностей возрастных, ибо при отрыве от этой «почвы» особенности, способности отдельных людей неизбежно мистифицируются и путь их для исследования и познания обрывается. Он писал, что «возраст сам по себе не определяет какого-то стандартного психического развития. возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных и в единстве с ними».
В ФГТ данная точка зрения частично отражена в принципе «развивающего образования», целью которого является развитие ребенка. Под развивающим образованием понимают способ организации воспитательно-образовательного процесса в котором развитие ребёнка должно идти с учетом возможностей личности ребенка, влияния наследственности и среды.
Такие принципы ФГТ как
«Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)»;
«Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")»;
«Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста» не нашли отражения в ФГОС.
Безрукова С. В. всю систему педагогических принципов подразделяет на три группы.
В первую группу относит те, которые характеризуют отношения к воспитаннику. Это принципы природосообразности, гуманизации.
Во вторую - те, что характеризуют непосредственно сам педагогический процесс. Это принципы целостности, демократичности.
Третья группа – это наиболее общие требования к взаимоотношениям воспитанников, педпроцесса с внешней средой. Это принципы: культуросообразности, единства и непротиворечивости действий учебного заведения и жизни общества, города, семьи.
Анализ принципов ФГТ и ФГОС в соответствии с обозначенными Безруковой В. С. группами показал, что принципы ФГОС равномерно раскрывают систему основных требований. Принципы, обозначенные в ФГТ, более развернуто характеризуют непосредственно педагогический процесс, при этом не отражают группу принципов, содержащих требования к взаимоотношениям воспитанников, педпроцесса с внешней средой.
Таким образом
1. Преемственность принципов ФГОС и ФГТ по некоторым требованиям по достижению поставленных перед педагогическим процессом целей прослеживается.
2. Часть принципов изменилась.
3. ФГОС системно отражают идеи, следование которым позволит наилучшим образом достичь поставленных целей.