Лариса Пядышева
Представление методической идеи по познавательному развитию с элементами экспериментирования
▼ Скачать
Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности они учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Публикация «Представление методической идеи по познавательному развитию с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей работы.
Актуальность. Опытно-экспериментальная деятельность является эффективным средством развития активной познавательной деятельности детей.
Дошкольники - прирожденные исследователи. Подтверждение тому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Цель моей работы - выявить и систематизировать накопленные и полученные посредством опытно-экспериментальной деятельности навыки и умения детей старшей группы в познавательном развитии.
Задачи:
обучающие:
- знакомство детей с предметами и явлениями природы;
- учить выявлять и называть их свойства;
- расширить представление о предметах, как о компоненте живой и неживой природы, их применение.
развивающие:
- развивать сенсорное ощущение: умение обследовать предметами разными органами чувств;
- развивать познавательные способности – память, внимание, логическое мышление, речь;
- развивать способствовать умению детей анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать познавательную активность и интерес через процесс экспериментирования.
воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к её богатству,
- интерес к предметам и явлениям природы, желание любоваться ими.
Образовательная работа по опытно-экспериментальной деятельности осуществляется:
-в НОД в о. о. «Познание» с включенными опытами по заданной теме - один раз в неделю, в соответствии с программой «Радуга», парциональной программой «Экология для дошкольника» Т. А. Скалон и методикой О. Соломенниковой «Определение уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста».
-в совместной деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;
- в свободной самостоятельной деятельность детей.
Свою работу по опытно - экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:
•живая природа
•неживая природа
•человек
При выборе темы соблюдаю следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
во - вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
в - третьих, они практически безопасны.
в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
•постановка проблемы;
•поиск путей решения проблемы;
•проверка гипотез, предположений;
•обсуждение увиденных полученных результатов;
•формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Опытно - экспериментальная деятельность - это интеграция с другими видами детской деятельности. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Интеграция между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Опытно- экспериментальная деятельность пронизывает и игровую деятельность. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические, словесные, строительные игры,
занимательные игры-эксперименты,которые помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок рассыпается, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы, развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
В коммуникативной - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов развивается связная речь, обогащается словарный запас детей.
Чтением художественной литературы – загадывание загадок, помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
В познавательно-исследовательской - постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры; в умение работать в коллективе.
Безопасность - формирование навыков безопасного поведения при проведение опытов и экспериментов.
Опытно-экспериментальную деятельность провожу по принципам развивающего обучения, доступности, научности, сознательности, последовательности, систематичности и индивидуального подхода, с учетом возрастных особенностей детей.
В своей работе я использую традиционные и инновационные методы.
- наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций).
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- практические методы: игры-эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры.
- метод игрового и проблемного обучения, который стимулирует познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. У нас в группе организована лаборатория «Почемучек», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Одна из главных задач лаборатории - научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, проводя опыты, дети приобретает ценный личный опыт. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, вырабатывает определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе.
Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, является работа с родителями:
- были разработаны рекомендации и консультации для родителей «Как помочь маленькому исследователю», - элементарные опыты и эксперименты, которые можно провести дома;
- организованы тематические выставки совместного с детьми творчества «Заколдованный камень», «Вода – растворитель», «Наши помощники».
Я работаю с детьми старшей разновозрастной группы. по программе «Радуга». В методических рекомендациях Т. И. Гризик «Познаю мир» (программа «Радуга») обозначена очень интересная тема для детей - «Удивительное в камне», цель которой: рассмотреть с детьми коллекцию камней, дать некоторые интересные сведения из истории их образования.
Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где ты живешь. На земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных по цвету и форме, которые хранят в себе множество секретов. Каждый камень обладает своими свойствами, имеет свое имя, свой облик. Сколько их, чем отличаются друг от друга, история их появления на Земле и какую пользу камни приносят людям? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответы через экспериментальную деятельность.
Важнейшим показателем результативности в данном направление, работы, опытно-экспериментальной деятельности, является положительная динамика развития детей, о чем свидетельствуют данные мониторинга. Я использовала методику О. Соломенниковой «Определение уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста». Благодаря которой можно выявить сформированность экологических знаний: знания о животном и растительном мире, о неживой природе и временах года, отношение к миру природы.
Одна из критериев - это определение характерных особенностей неживой природы. Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Результаты проведения мониторинга показали: дети в основном правильно определяли содержимое баночек. Называли основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводили примеры того, как люди используют объекты неживой природы (на вопрос «Где и для чего используется песок?» отвечали: «В песок мы играем в песочнице, песком посыпают дороги»). Затруднялись с ответами о названии камней (гранит, торф, их использовании в жизнидеятельности человека.
После проведения опытов и экспериментов уровень сформированности экологических знаний дошкольников о неживой природе повысился: после дополнительных вопросов взрослого приводили примеры того, как люди используют объекты неживой природы: торф, уголь, гранит, известь). Положительная динамика результатов проведенной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.
Таким образом, в познавательном развитии детей о знании полезных ископаемых при проведении опытно-экспериментальной деятельности мне удалось достичь:
- проявление интереса детей к камням;
- высокой творческой активности;
- самостоятельности, инициативности детей;
- дети быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
- умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Разработанный мною практический материал по проведению опытно- экспериментальной деятельности (работа с детьми родителями, создание предметно-развивающей среды, представила на семинаре-практикуме: «Экспериментирование со старшими дошкольниками», на базе детского сада, который поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям открытия и радость.
Я всегда нахожусь в творческом поиске, слежу за новинками литературы, стараюсь как можно больше узнать о новых разработках и технологиях, которые смогут помочь мне в работе, использовать инновационные методы при работе, направленной на развитие познавательной деятельности в опытно-экспериментальной деятельности. И надеюсь достичь положительных результатов и приобрести опыт в работе с детьми по данному направлению.