Степанова Июлияна Гаврильевна
Представление инновационного педагогического опыта по развитию мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Представление собственного инновационного педагогического опыта по развитию мелкой моторики рук
Цель:
• Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук;
• способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие тактильного восприятия;
• развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий;
• укрепление мелкой моторики рук у детей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Создать предметно - развивающую среду в группе, использовать в работе ИКТ.
4. Разработать консультации для организации воспитательно – образовательного процесса.
5. Применить эти разработки на практике.
Этапы самообразования:
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы.
- анализ и обобщение теоретических данных.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования.
- создание консультаций и презентации для воспитателей.
- анализ результатов работы.
Актуальность темы:
В наше время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является сформированная мелкая моторика. Ведь именно она закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребенка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребенок, а также его интеллектуальные способности.
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она связана очень тесно с развитием внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи. На всех кончиках детских пальчиков есть нервные окончания, они помогают передаче сигналов в мозговой центр, это как раз и влияет на развитие ребенка. К такому выводу и пришли ученые, что начинает формироваться устная речь только тогда, когда становятся точными движения пальцев рук. А также вместе с этим развивается внимание, память и словарный запас ребенка. И поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику.
Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и в общей двигательной, и ручной.
На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Многие родители ошибочно считают, что самое главное – научить ребенка читать, считать до поступления ребенка в школу. На самом деле, это еще не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий ребенок, начиная обучаться в школе, снижает свои успехи.
Одним из немаловажных факторов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.
В ходе изучения темы самообразования:
Составлен план работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников на 4 года.
- была проанализирована методическая литература;
- разработала программу кружка по пальчиковым играм в младшей группе;
- разработала программу кружка по рисованию пальчиками в средней группе;
- разработала программу кружка по нетрадиционной технике аппликации в старшей группе;
- разработала программу кружка по подготовке руки к письму в подготовительной группе;
- разработаны консультации для воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики рук;
- создана предметно-развивающая среда в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей;
- повысила свои теоретические и практические знания, умения и навыки профессионализм и творчество.
- у детей развивались творческие способности, мышление, речь, память, воображение, коммуникативные навыки, умения синтезировать полученные знания, привлечение к коллективному труду.
Определены перспективные направления работы:
- продолжать использовать полученные знания для развития мелкой моторики детей;
- активизировать творческую активность детей, опираясь на их познавательные интересы.
- подготовить методические рекомендации для воспитателей и родителей.