МААМ-картинки

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

Валентина Чернышова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы

.Представление

педагогической находки

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

через использование нетрадиционных техник рисования»

Темочки:

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании, является изобразительная деятельность, которая бесспорно помогает приобщить детей к миру прекрасного и доброго.

Нет таких детей, которые не любят рисовать, так как рисование – естественная потребность ребёнка. Рисуют все дети, исключения крайне редки, ведь они – творцы от природы, даже когда размазывают краску прямо на обоях.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Одно из условий развития творческих способностей детей - использование разнообразных техник изобразительной деятельности.

Для того, чтобы занятия по рисованию стали яркими и запоминающимися, использую в своей работе традиционные и нетрадиционные техники рисования.

Под словом «нетрадиционная техника рисования», понимается создание оригинального, нового, своего произведения искусства, в котором гармонирует все: и сюжет, и цвет, и линии. Это огромная возможность для детей думать, искать, пробовать, экспериментировать, размышлять. Владея разными техниками рисования, способами изображения предметов, и окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Актуальность

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Актуальность данной работы состоит и в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.

Новизна данной работы заключается в том, чтобы сочетать традиционные приемы обучения рисованию с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Рисование необычными материалами, нестандартными техниками позволит ощутить детям незабываемые положительные эмоции и развить их творческие способности.

Целью моей работы с детьми нетрадиционной техникой рисования является : создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Обучение рисованию в нетрадиционной технике включает в себя задачи:

• учить детей использовать в своей продуктивной деятельности разные материалы и сочетать их с нетрадиционными изобразительными техниками рисования;

развивать творческие способности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования;

развивать зрительно-моторную координацию;

развивать умения детей сочетать традиционные и нетрадиционные изобразительные техники рисования;

развивать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с различным изобразительным материалом для получения более выразительного образа.

• воспитывать умение доводить начатое до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Условиями реализации творческого развития детей методом нетрадиционных техник рисования являются :

- творческий подход к содержанию образования;

- создание обстановки эмоционального благополучия;

- создание и обновление предметно-развивающей среды;

- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей (проблемные вопросы и ситуации);

- взаимодействие с семьями воспитанников.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной

изобразительной техники к более сложным техникам;

- от использования метода подражания к самостоятельному

выполнению замысла;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению

сюжетов нетрадиционной техники рисования;

- от использования готового оборудования, изобразительного

материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;

- от применения в рисунке одного вида нетрадиционной

изобразительной техники к использованию смешанных нетрадиционных техник изображения.

В своей работе использую следующие формы работы с детьми:

- непосредственная образовательная деятельность;

- дидактические игры и упражнения;

- индивидуальные и подгрупповые занятия;

- рассматривание картин, изображений, иллюстраций;

- чтение художественной литературы;

- самостоятельная художественно-продуктивная деятельность;

- оформление выставок.

Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми. В своей работе применяю следующие методы:

- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

- игровой метод (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр). Использование игровых приёмов, сказочных образов, эффектов неожиданности помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество;

- метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления);

- метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

- частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение памяти и воображения);

- метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой).

Для успешной реализации работы в данном направлении в группе организован центр художественно-эстетического развития по изо деятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества, активизирующих творческую и познавательную деятельность дошкольников; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Для успешной реализации работы в данном направлении в группе организован центр художественно-эстетического развития по изо деятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества, активизирующих творческую и познавательную деятельность дошкольников; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

В центре художественного творчества в сочетании с традиционными материалами подобран разнообразный нетрадиционный изобразительный материал:

- ватные диски и ватные палочки;

- жесткие кисти разного диаметра (для рисования «тычком»);

- штампы с геометрическими фигурами и разными

изображениями;

- поролон;

- засушенные листья;

- соль, манка, разноцветный песок;

- нитки разной фактуры;

- трубочки для коктейля, пуговицы, бусины;

- разнообразные пакеты, клеевые картинки;

- расчески и зубные щетки, свечи.

В работе используются цветные и простые карандаши, гуашь, акварель, тушь, цветные восковые мелки, цветная и мятая бумага, салфетки, мыльные пузыри и т. д. В системе работы используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Ребенок должен иметь право, самостоятельно выбирать изобразительный материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте на время всего пребывания его в детском саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно.

Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен.

Существует много техник нетрадиционного рисования.

Доступность использования различных нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Для каждого возраста необходимо придерживаться разных приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. С возрастом расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Хочу познакомить вас с некоторыми техниками, которые применяю в своей работе.

Во второй младшей группе предлагаются детям несложные нетрадиционные техники, не требующие особой усидчивости и точной координации движений.

Например, самой веселой техникой рисования можно назвать «пальчиковую живопись». Это самый доступный способ рисования для маленьких детей и способствует раннему развитию творческих способностей.

Рисование ватными палочками можно адаптировать почти под любую тему в младшей группе.

Детям очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листе бумаги.

С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции.

Сам процесс рисования для детей – сплошное удовольствие.

Дети среднего дошкольного возраста знакомятся с более сложными техниками.

Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

С удовольствием ребята освоили технику рисования - «Монотипия». В средней группе используется монотипия предметная. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Это тоже своего рода, игра с бумагой и красками.

В этом же возрасте начинаем пользоваться техникой «тампонирование». Для этого увлекательного занятия используем с детьми тампоны из поролона.

Нравится детям и печать по трафарету с использованием поролона.

Рисование свечой и восковыми мелками удивляет, вызывает у ребенка восторг, желание рисовать снова и снова.

Большие положительные эмоции у детей самого разного возраста вызывает рисование ладошками. Достаточно только присмотреться в отпечаток, и понять на что похожи наши яркие ладошки.

Отпечаток детской ладошки можно превратить в забавную птичку, котенка и так далее.

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги - получается аккуратный цветной отпечаток растения.

В средней группе дети учатся рисовать тычками. Ребенок опускает в гуашь кисть, ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При этом гуашь должна быть густой и сухой. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эта техника используется, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, дети рисовали на темы : «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».

А в старшем дошкольном возрасте процесс рисования для детей становится более интересным и увлекательным. Дети могут освоить еще более трудные техники нетрадиционного рисования.

Например, «Набрызг». Его суть заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления - обычного балончика или зубной щетки и стеки.

В старшей группе продолжаем рисовать техникой «Монотипия». Монотипия предметная и пейзажная — способ зеркального симметричного переноса изображения с одной части сложенного пополам листа на другую его часть (отражение в воде, бабочка, цветок).

Рисунок по мятой бумаге — интересный способ получения объёмного изображения по изгибам предварительно смятого, а затем слегка разглаженного листа бумаги.

Увлекательное развлечение, доступное воспитанникам как младших, так и старших групп - рисование мыльными пузырями.

Граттаж (цветной и черно-белый). Его суть заключается в процарапывании очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском и красками. На темном фоне появляются однотонные или разноцветные изображения.

Рисовать красками можно не только кисточкой, но и с помощью зубной щетки и обычной вилки. Это тоже замечательные нетрадиционные инструменты для рисования, использование которых при рисовании помогает вызвать у детей интерес к творческой деятельности.

Рисование солью и акварельными красками – интересная и несложная нетрадиционная техника изобразительного искусства. Кристаллики соли играют на свету, что создает непередаваемую атмосферу волшебства, сказки и придают рисунку причудливые узоры.

«Фроттаж» - в этой технике практически невозможно сделать ошибку, результат всегда получается качественным.

«Кляксография» - это очередное волшебство творческих занятий. Можно с помощью коктейльной трубочки раздуть капли в разные стороны. Фантазия ребенка подскажет на кого они похожи.

Результат изобразительной деятельности, с применением нетрадиционных техник рисования, не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.

На занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать – смешивать краску с мыльной пеной, клеем ПВА. На изображение, сделанное цветными восковыми мелками, наносить гуашь или акварель. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться.

Одной из необычных техник, которая очень нравится детям, которую я использую в своей работе – это рисование с помощью свечи и акварели. Дети на занятиях приходят в восторг при появлении изображения на листе бумаги. Такие занятия можно назвать сказочными, потому что ребенок не видит, что у него получается в начале работы, а потом рисунок чудесным образом проявляется.

Данная техника абсолютно несложная. Для работы понадобятся: свеча или восковые мелки, акварель, чистый лист бумаги, широкая кисть или губка.

Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанеся на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны, узоры на окне. Тематика детских работ может быть различной. Это может быть «Звездное небо», «Снежинки», «Салют», «Морозный узор на окне», «Сказочный лес» и т. д.

Рисуя, у детей возникает вопрос : почему свеча не оставляет отпечаток на бумаге? Сначала дети высказывают свои предположения. Выслушав, воспитатель подводит их к ответу. Какой свечой рисовали? (парафиновой) Что оставляет после себя свеча на бумаге? (вещество парафин) Чем мы закрашивали рисунок? (красками) Краски мокрые, они оставляют след на бумаге. Бумага впитывает краску. А парафин? (не впитывает, отталкивает воду) Значит, парафин – это водоотталкивающий материал.

Вывод: места, закрашенные свечой останутся белыми, в то время, как лист окрашивается, значит, свеча, которая состоит из парафина, отталкивает воду.

Можно предложить детям дидактическую игру «Угадай, что заколдовано» : даем ребенку абсолютно белый секретный листочек, кисточку и акварель. Предлагаем сделать сначала один мазок краской, затем - другой. Угадает ли он, что именно за картинку спрятали на бумаге?

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Провожу для них консультации, беседы, мастер-классы, отвечаю на интересующие их вопросы. Вместе с родителями устраиваем выставки, участвуем в различных конкурсах. Традицией группы стала организация выставок совместных работ родителей и детей «Чудесный сундучок осени», «Зимние фантазии», «Пасхальная радость» и т. д.

В результате деятельности, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, делают множество открытий, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее и содержательнее.

Эффективность проведенной работы прослеживается в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей. Сравнительные результаты выглядят так: низкий – 0%, средний – 71%, высокий – 29%. Результаты диагностики детей значительно изменились: высокий (с 0% до 29%, средний (с 19 % до 71 %,низкий (с 81% до 0%).

Пусть дети рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научаться видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 18:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Чернышова (УИ 2452629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД