МААМ-картинки

Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Илона Осипова
Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе экспериментирования дети получают возможность почувствовать себя учёными, первооткрывателями, исследователями. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Тему самообразования для себя я выбрала экспериментально-исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста.

Цель: создание оптимальных условий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Организацию работы с детьми веду по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое направление представлено несколькими темами:

1. Живая природа (растения, животные, насекомые как живые организмы).

2. Неживая природа (воздух, вода, почва и др.).

3. Человек (функционирование организма).

4. Физические явления (свет, звук, магнетизм и др.).

5. Рукотворный мир (материалы и их свойства).

Экспериментально-исследовательскую деятельность осуществляю в разных формах:

1. Познавательное занятие или часть занятия.

2. Совместная исследовательская деятельность (элементарные опыты, эксперименты).

3. Наблюдение, труд в группе и на участке (распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; за изменением и преобразованием объектов).

4. Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность).

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создана исследовательская мини-лаборатория. В ней собраны дидактические материалы, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, природный материал (камешки, песок, семена, утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д., инструменты, приборы для опытов (лупа, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д.).

Дети в свободной деятельности с удовольствием рассматривают мини-коллекции, различные материалы, содержащиеся в уголке, и оперируют ими. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на: эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков.

Хочется выделить, что экспериментирование формирует у детей способность к следующим действиям:

целеполагание — ребёнок самостоятельно видит проблему, активно высказывает предположения, строит гипотезы;

планирование — ребёнок самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями;

реализация — ребёнок помнит о цели работы на протяжении всей деятельности; в диалоге со взрослым поясняет ход деятельности;

рефлексия — формулирует, результат достигнут или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе; способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи; делает выводы.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Постепенно из ряда пассивных зрителей родители стали активными помощниками. Они отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребёнком. Родители участвуют в оснащении и пополнении материалами мини-лаборатории.

Одной из форм работы с родителями являются консультации. Родителям понравилось использование qr-кодов с консультациями, рекомендациями, наглядной информацией по проведению опытов дома.

Подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что современный воспитатель должен постоянно идти вперёд, совершенствовать своё мастерство, используя достижения педагогической науки, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы.

Педагогическое мастерство формируется поэтапно, в результате кропотливой работы над собой, самообразования, повышения квалификации. В последнее время хорошо организованы дистанционные курсы, вебинары, круглые столы, которые мы все теперь можем посещать в удобное для нас время.

Публикации по теме:

Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза»Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза» Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально созданных проблемных ситуаций, развивать у детей интерес к опытно-экспериментальной.

Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность»Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность» Цель занятия: Закрепить знания детей о свойстве воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, замерзает, в воде одни вещества.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2025 в 17:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Илона Осипова (УИ 353472) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД