Елена Большакова
Представление опыта работы «Мнемотехника для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь.
Речь - это, прежде всего инструмент общения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Одной из задач ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Публикация «Представление опыта работы „Мнемотехника для дошкольников“» размещена в разделах
При работе с детьми мной было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Кроме того использование традиционных приемов не приносило желаемых результатов: дети затруднялись в запоминании стихотворения, от многократного повторения были незначительные результаты.
Почему я использую в работе мнемотехнику?
Во-первых, в группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь.
Во-вторых, позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции).
В-третьих, что связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
В-четвертых, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.
Целью моей работы по развитию у детей связной речи является становление коммуникативной компетентности ребенка.
Именно поэтому наряду с традиционными приемами и принципами очень важно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае более эффективным средством при обучении связной речи младших школьников служат приемы мнемотехники.
Задачи:
помогать детям в систематизации познавательной информации об окружающем;
обогащать словарный запас;
развивать связную речь;
обучить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
развивать мышление, внимание, воображение, память;
снимать речевой негативизм;
развивать мелкую моторику у детей.
Предмет исследования : использование приемов мнемотехники на речевых занятиях с младшими школьниками.
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить ребенку стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, ребенок быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает : запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время); постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом); повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).
Мнемотехника используется мною :
1) На НОД для закрепления изученной лексической темы.
2) Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
3) На НОД по развитию связной речи: дети придумают рассказ.
В своей работе я использую метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Также используются мнемотаблицы и коллажи.
Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Мнемотаблицы решают одновременно в одном задании ряд задач. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы лучше давать цветные.
Опорным в таблице является изображение, например, главные герои сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «связано» вокруг ее главных героев.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отобразить в таблицею. Но изображать так, чтобы
Мнемотаблицы-схемы можно использовать :
для ознакомления детей с окружающим миром;
при заучивании стихов;
при пересказах художественной литературы;
при обучении составлению рассказов;
при отгадывании и загадывании загадок;
для обогащения словарного запаса;
при обучении составу числа;
при воспитании культурно-гигиенических навыков;
при воспитании навыков самообслуживания;
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
Так же в своей работе использую перекодирование (или метод пиктограмм). Даю ребенку задание: «Ты сейчас запомнишь слова, которые я тебе назову. Чтобы у тебя это хорошо получилось, каждое слово нужно зашифровать с помощью особого значка - символа» (рисунок должен носить чисто символический характер – т. е. это не должна быть реалистичная детализированная картинка; например: праздник – салют, конфета, елка… Начинаем с 5 слов). Располагать символы можно последовательно в строке, или свободно размещая их на плоскости. Когда процесс рисования-перекодирования завершен, просим «шифровальщика»
Так же при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Дети постарше сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
Методические разработки :
Мной была проведена педагогическая деятельность по развитию связной речи с использованием мнемотехнических приемов.
Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых (показ наглядного материала).
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Таблицы используются для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений.
Для детей младшего школьного возраста даю цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложняю или заменяю другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
При разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Для нашей группы я составила картотеку дидактических игр на ознакомление с основами мнемотехники.
Консультации для родителей
«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»
Литература:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
2. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г.
4. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. : Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда
5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.
Интернет-ресурсы:
https://festival.1september.ru/articles/516638/
https://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/ispol-zovanie-priemov mnemotehniki-v-nachal-noy-shkole-702737
https://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-i-prezentacija-na-temu-mnemotehnika-odin-iz-yefektivnyh-metodov-i-priemov-v-rechevom-razviti-detei.html
https://logoportal.ru/ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-s-onr/.html
https://www.logoped.ru/sulus01.htm