Александра Прядко
Предпосылки для формирования навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
К самым важным (для самообслуживания) навыкам общей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам.
К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами.
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут, приходить, когда зовут, узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых.
С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки — умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки, вытирать пыль и т. д).
Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для ребенка с ДЦП преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке — огромное достижение.
Почему ребенку так трудно осваивать всякое новое действие?
Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре. Чтобы выполнить действие, ребенку надо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного орудия, представить движение, учесть внешние свойства предмета. Сенсорные процессы, внимание, мелкая и общая моторика находятся в начальной стадии развития, поэтому ребенку с ДЦП так трудно освоить каждое новое действие.
Что же произойдет, когда ребенок научится выполнять действия более уверенно?
Это будет означать, что он хорошо представляет себе конечный результат, ориентируется в свойствах предметов, владеет движением, контролирует свои действия.
Ребенку легче будет освоить и другие подобные действия, они станут разнообразнее. В итоге ребенок становится все более и более самостоятельным.
Итак, самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у большинства детей при обычном развитии.
Для определения содержания индивидуальной коррекционной работы по социально-бытовой адаптации ребенка обследуйте уровень владения им культурно-гигиеническими навыками. Это должен быть навык, который ребенок готов осваивать, который он хочет освоить и которому вы хотите его обучить. Далее нужно аккуратно разбить выбранный навык на отдельные составляющие (шаги).
Например, умение мыться можно разбить на четыре шага:
1. включать воду;
2. намыливать руки;
3. споласкивать руки;
4. выключать воду.
Конечно, сначала вам придется сделать первый, второй, третий шага, то есть начать с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий. Предоставьте ребенку самому только закончить задание — выключить воду. Помогите ему взяться за края, для того чтобы, как только вы скомандуете: «Закрой!», он смог бы выключить воду и таким образом легко и быстро завершил бы весь процесс умывания.
Обучение навыкам самообслуживания может проходить :
• на специально организованных занятиях;
• в бытовых ситуациях;
• в играх;
• при уходе за собой и младшими детьми.
В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях, а у вас чувство уверенности в правильности выбора приемов обучения.
Первое, что вы должны сделать, — выбрать тот навык, который вы будете формировать.
Второе — сообщите малышу, чего вы от него хотите («Расстегни нижнюю пуговицу на рубашке»). Ваше сообщение должно быть:
• кратким;
• четким;
• последовательным;
• подкрепленным определенными действиями.
Указание произносите тогда, когда ребенок смотрит на вас:
• указание произносите медленно;
• указание должно быть ясным (используйте слова, которые ребенок хорошо понимает;
• указание должно быть конкретным, например правильнее сказать: «Возьми одно печенье»
• указание дается в позитивном тоне.
Третье - разделите процесс на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему он собирается обучить ребенка. Четко разделите действие на мелкие действия.
Четвертое — процесс показа выполнения действия, которому вы собираетесь обучить ребенка.
Показ должен быть:
• четким;
• неторопливым;
• последовательным;
Для того чтобы сформировать навыки самообслуживания и социализации у ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика, сформирован двигательный стереотип.
Подготовка к овладению навыком самообслуживания должна проходить в игре.
Когда же мы можем быть уверены, что навык у малыша сформировался и можно переходить к формированию следующего?
Тогда, когда несколько дней подряд ребенок выполняет его успешно не только на организованном вами игре-занятии, но и в самостоятельных действиях по самообслуживанию. Закрепление навыка проводится в игре