Ирина Григорьева
Формирование представлений о предметах у детей старшего дошкольного возраста «Предметный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Окружающий мир входит в жизнь ребенка постепенно. Изначально дети познают то, что их окружает дома, после в детском саду, тем самым с течением времени происходит обогащение жизненного опыта ребенка. Н. В. Алешина отмечает, что детям раннего и дошкольного возраста не характерно наличие созерцательности, поэтому дошкольник стремится активно взаимодействовать с окружающей действительностью.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Старшая группа
- Темочки
Одно из важных мест для развития детей занимают предметы, которые окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. До начала предметной деятельности, они входят в жизнь ребенка, способствуя его успешной адаптации в новой социальной среде. Любой предмет содержит свой социальный опыт, отражает уровень развития общества и технического прогресса.
Предметы материализуют многовековой опыт человека, представая перед ребенком в обобщенном виде, раскрываясь в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях. По мнению Л. В. Артемовой, предметный мир представляет собой совокупность предметов, которые имеют определенную форму, величину, цвет, материал, строение, назначение и функции, особенности создания и преобразования.
Форму предмета принято рассматривать как пространственный признак, который выражается в его внешних очертаниях и получает обобщенное отражение в геометрических фигурах. Функция предмета заключается в определенном способе его использования, назначение выражается в способности удовлетворять определенные потребности. Признаком предмета выступает результат труда, продукт деятельности человека. Тем самым предметы наполняются конкретным содержание и несут в себе информацию, которая доступна для понимания дошкольника, об окружающем мире, помогая тем самым познавать его.
А. Г. Урунтаева говорит о том, что в период дошкольного детства у ребенка формируется способность к оцениванию деятельности других людей. Опираясь на такую особенность протекает формирование осознанного интереса к творчеству, результатам труда окружающих, представления о собственных возможностях что-то творить. Тем самым идет приобщение дошкольников к миру взрослых, к их деятельности и всему тому, что составляет жизнь общества.
Предметный мир влияет на формирование потребностей дошкольника, становится его своего рода опорой в общении с окружающими людьми. Посредством предмета дети узнают свойства и качества, овладевают способами действий с ними, тем самым знакомясь с окружающей средой. Такое обстоятельство позволяет появляться чувству уверенности у дошкольника, формирует познавательный интерес к миру, обогащает содержание социального опыта ребенка и оказывает влияние на его всестороннее развитие.
О. В. Дыбина указывает, что посредством предмета раскрываются различные стороны жизни – труд, быт, искусство, проявляется их сущностная характеристика – жизненный опыт, характерные черты и т. п. Тем самым предметы становятся для дошкольника источником познания творческого начала в человеке. Предметный мир выступает эффективным средством для воспитания множества нравственных качеств, в первую очередь это относится к бережливости, заботливости, аккуратности, трудолюбию и т. п.