Светлана Слынько
Предметно-развивающая среда во второй младшей группе
▼ Скачать +Заказ
Одним из важных факторов воспитания дошкольников является предметно – развивающая среда. «Предметно – развивающая среда» - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Традиционные материалы и оборудование создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно – образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Публикация «Предметно-развивающая среда во второй младшей группе» размещена в разделах
При создании предметно-развивающей среды учитываю следующие принципы. Одним из первых наиболее важных является – принцип полуфункциональности среды, которая открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Следующий немаловажный принцип – трансформируемости среды, связан с ее полуфункциональностью – возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Принцип вариативности - представляет рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизирующий его модельные варианты разрабатываемые уже самим педагогом-практиком.
Создавая предметно-развивающую среду, учитываю полоролевую специфику и обеспечиваю как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Предметно-развивающую среду подобрала с учетом принципа интеграции образовательных областей. При проектировании предметно-развивающей среды учитываю следующие факторы.
Следует всячески оградить детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
провоцируют ребенка на агрессивные действия;
вызывают проявление жесткости по отношению к персонажам игры, роли которые исполняют играющие партнеры;
вызывают проявление жесткости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
Антропометрические факторы, мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.
Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметно-развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
Психофизиологические факторы, обуславливают соответствие объектов предметно-развивающей среды зрительным, слуховым, и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования.
Приступая, к созданию предметно-развивающей среды внедрила инновационные методы - современные личностно-ориентированные технологии. Контакт между собой и ребенком, необходимый для решения образовательных задач устанавливаю в случае выравнивания позиций, когда взрослый поддерживает доверительные партнерские отношения с ребенком. Подбор материала и оборудования осуществляю для тех видов деятельности детей, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач (игровая продуктивная деятельности, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Для детей второй младшей группы применяю телесно-ориентированный подход, для детей старшего возраста – общение, на уровне глаз организуя среду общения, смотря непосредственно ребенку в глаза. Мебель разместила в группе соответственно определенного размера, исключив полностью взрослую мебель (столы, стулья, шкафы). Помещение эстетично оформлено, что обеспечивает уют и комфорт воспитанникам. Создание игровой среды в соответствии с принципом активности, самостоятельности, творчества обеспечивает детям мобильность, физическую и творческую активность, стойкие познавательные интересы, развитие воли, эмоций, чувств. Вся групповая комната поделена на зоны плавно переходящие одна в другую. В игровой зоне учитываю полоролевую специфику и обеспечиваю как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков, которая разделена музыкально – театрализованной. Для музыкально-театрализованного уголка изготовлены шумелки с разным наполнением, музыкальные инструменты, кукольные театры разных видов, сундучок с ряженьем.
Имеется «уголок физического развития» - созданы благоприятные условия для двигательной активности детей и обеспечения своевременного и правильного развития движений.
В свободное пользование предоставляю различные игрушки и предметы, стимулирующие двигательную активность. Современный компактный шкаф с выдвижным ящиком, для спортивного оборудования занимает очень мало места и легко доступен детям. Здесь же находятся крупные спортивные модули. А также резиновые мячи, обручи, ленточки цветные, кегли, массажные мячи, платочки, мяч – попрыгунчик, скакалки, дорожки массажные со следами и другие пособия. Они необходимы для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, для организации подвижных и самостоятельных игр. Все оборудование яркого цвета, для поддержания интереса к физическим упражнениям подобрано рационально и многовариативно.
Целью «центра творчества» является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
В этом месте дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая проделки из пластилина, здесь свободно находится материал и оборудование для продуктивной деятельности двух видов. В данной зоне имеются цветные карандаши, фломастеры, гуашь, круглые кисти, стаканчики для промывания ворса кисти, подставки, салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, бумага различной плотности, цвета и размера, пластилин, доски 20х20 см, кисти клеевые, восковые карандаши, цветные мелки. А также имеется книжки раскраски согласно тематическому планированию, силуэты дымковских игрушек.
В группе имеется «книжный уголок», представляет собой стеллаж с полчками для книг и иллюстраций к сказкам, книжный уголок размещен рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги.
Все книги обновляются по мере прохождения материала. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. Например, дети знакомятся с русской народной сказкой «Теремок», потому в книжном уголке выставляем несколько книг с иллюстрациями разных авторов, пазлы к сказкам. Здесь же прослеживается комплексно-тематическое планирование, что касается 8-го марта.
Зона «познавательно-интеллектуального развития», ребята учатся обследовать предметы с целью определения их свойств. Знакомя, с эталонами, определяя цвет, форму, величину предметов и расположена «Полочка красоты». Где эти знания закрепляются при помощи дидактических игр, лежащих здесь «Узнай и назови», «Угадай-ка», «Чудесный мешочек», «Большие – маленькие», которые еженедельно меняются.
«Уголок природы» размещен близко к источнику света у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры.
Создаю условия для наблюдения за комнатными растениями, учу детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены растения, которые имеют ярко выраженные основные части: стебель, листья – фикус, колеус, бегония вечноцветущая, герань. А также в уголке природы имеется два экземпляра цветов одного вида (фикус с крупными и мелкими листьями). Наряду с цветами растет огород, имеется оборудование для ухаживания за ним и экспериментирование. Согласно требованиям СанПиН аквариума в группе нет.
Рядом расположен «центр экспериментирования» где провожу простейшие опыты, развиваю мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Организуя арттерапию, не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, цвете, предметов, величине, развиваю мелкую моторику ребенка. Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя: емкости одинакового размера для воды и песка, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет, шарики воздушные, формочки разные.
В развивающей среде существует уютное место для отдыха, «уголок уединения». Предметное наполнение уголка включает в себя мягкий уголок и, низкий столик, альбом с фотографиями близких их людей. Здесь ребенок может отдохнуть от шума.
Учебную зону располагаю таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны, столы размещаю в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз. Создавая среду, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками, каждый стол промаркирован. В бытовой зоне располагается «уголок дежурств». Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.
Здесь находятся салфетницы с салфетками, фартуки, и колпаки. Во второй половине года начинаем формировать у детей умения необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к завтраку, обеду, полднику (раскладывать ложки, тарелки, чашки, салфетницы).
В «игровой зоне» учитываю полоролевую специфику и обеспечиваю как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Игровая зона разделена музыкально – театрализованной. Игровая зона соответствует возрастным особенностям, способствует детям младшего возраста развивать сюжеты детских игр. Для девочек в игровой жилой комнате собраны игрушки и предметы которые приближают детей к окружающим их предметам быта – кухня, стол, уголок зеркало, кровать, спальные принадлежности, куклы, наборы посуды крупные.
Для мальчиков имеются различные виды конструкторов, крупногабаритные машины, грузовые и легковые машины и спортивные модули. Имеются игрушки всех видов, разных размеров из разных материалов, имеющих разнообразные признаки, свойства и качества, а также комплекты атрибутов ко всем творческим играм данного возраста.
«Уголок музыкального и театрализованного развития» способствует формированию интереса к музыке, стимулирует творческие замыслы, знакомит с музыкальными инструментами, является источником развития чувств, глубоких переживаний, и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В нем находятся музыкальные инструменты: бубен, погремушки, музыкальные игрушки, шумовые баночки.
В раздевалке расположен информационный уголок для родителей, куда помещаю информацию по детскому саду, консультации и советы родителям.
Работы детей размещены на доске «Наше творчество», поделки из пластилина, глины, теста размещаю на специальной подставке в форме лесенки.
Работая на подготовительной группе особое внимание, уделяла формированию соответствующей предметной среде, которая позволила плотно изучить истоки кубанской культуры и азы православия. Сшила и вышила кубанские казачьи костюмы для девочек и мальчиков,
которые дети использовали в театрализованной деятельности, на открытых занятиях и развлечениях. Создала мини-музей в группе, где были собраны экспонаты Кубанской утвари, народных промыслов, символики Кубани и России, исторические фотоальбомы нашей станицы и Кубани. Литература об историческом прошлом и настоящем России и Кубанского казачества. Изготавливала вместе с детьми для театрализованного уголка кукол из мочала, соломы, ниток.
Обеспечиваю условия безопасного пребывания детей в группе. Все игрушки и игровой материал размещаю таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Вся мебель тщательно закреплена.
Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы и стулья с регулируемыми ножками, каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей.
Таким образом, создавая развивающую среду, делаю ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаю между собой по содержанию, художественному решению, обеспечиваю содержательное общение взрослых и детей. А также стараюсь заполнять предметно - развивающую среду по принципу функциональности – востребованными, многофункциональными вариативными ресурсами, которые при необходимости легко трансформирую.