Виктория Дедова
Предметно-развивающая среда в ДОУ «Тематические уголки»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда в ДОУ : «Тематические уголки».
Воспитатель ГБОУ Школа 947 СП 4 Дедова Виктория Викторовна
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогики и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ, решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике эта проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось и уделяется достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса.
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ „Тематические уголки“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Целью предметно-развивающей среды является создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы ДОУ.
Задачами предметно-развивающей среды является : -создание атмосферы эмоционального комфорта; -создание условия для физического развития; -создание условия для творческого самовыражения; -создание условия для проявления познавательной активности детей; -создание условия для участия родителей в жизни группы; -создание благоприятных условий для восприятия детьми окружающего мира (обращать внимание детей на красоту природы, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, живописи и многого другого).
Предметно-развивающая среда создает условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы все пространство: и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным.
Главными условием эффективной организации зон предметно-развивающей среды являются творчество, талант и фантазия педагога.
Так как я работаю с детьми подготовительной группы, то при организации предметной среды в группе я учла потребность детей в творчестве и самоутверждении. Среда в подготовительной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Эта среда изменчива, динамична и достаточно разнообразна. Я использовала не только горизонтальную плоскость (пол, но и вертикальные поверхности (стены, а также осваивала воздушное пространство (к потолку подвешивала игрушки, поделки).
Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. А интерес ребенка не угаснет, если он сам будет принимать участие в оформлении группы.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Так, с приходом весны мы с ребятами сделали вернувшихся с юга птиц в технике оригами. Складывание фигурок из бумаги - очень увлекательное занятие. Дети получили большое удовольствие, как от творческого процесса, так и от полученного результата. Готовых птиц мы подвесили к потолку, обыграв тем самым их прилет. Место для наших птиц я выбрала в центре речевого развития не случайно, так как мы использовали их для дыхательной гимнастики, которая тоже приводила детей в восторг.
Затем ко дню защитника отечества наших птиц заменили самолёты в технике оригами, которые так же использовались для дыхательной гимнастики.
Ко дню космонавтики мы с детьми оформили уголок «Наша солнечная система». Для этого я использовала небольшой кусок ткани и детские поделки: планеты, ракеты, астероиды, метеориты, звезды.
Использовав все тот же отрез ткани, я с участием своих воспитанников оформила уголок ко дню Великий Победы 9 мая.
Ребята с огромным интересом помогали делать стенгазету «По памятным местам», на которой были их фотографии и гвоздки, сделанные их собственными руками.
В игровой зоне мы с ребятами тоже приложили свои руку и фантазию. Так уголок конструирования, где находится много разных видов строительного конструктора (крупного, среднего и мелкого, «Лего», тематических строительных наборов (для города, крестьянского подворья (фермы, зоопарка, и т. д., я решила немного освежить. Мы с детьми из лоскутов зелёной ткани сделали луг (поле, степи – можно использовать по- разному, в зависимости от сюжета игры). Из голубой ткани сделали реку и озеро. Это позволило значительно обогатить сюжеты игр. Из цветной бумаги девочки изготовили цветочные полянки, на которых теперь “ пасутся коровы” и которыми можно украсить двор фермера. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников) теперь у нас нарасхват.
Создаваемые мною в группе условия позволяют реализовать образовательные задачи и цели тематического планирования образовательного процесса, вовлекая детей в процесс познания и усвоения новых знаний, развивая их любознательность, коммуникативные и интеллектуальные способности, а также достигать оптимальных результатов усвоения дошкольниками материала основной образовательной программы дошкольного образования.
Для того чтобы обеспечить детям благополучное пребывание в ДОУ и насколько возможно компенсировать расставание с привычным домашним комфортом, нам, педагогам немало приходиться потрудиться над созданием уютной домашней атмосферы в детском саду. А совместное с детьми творчество очень даже этому способствует. Все тематические уголки созданы совместными усилиями: мною, детьми и родителями.