Наталья Антонова
Предметно-развивающая среда как средство формирования ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Предметно — пространственная развивающая среда, как средство формирования ЗОЖ (из опыта работы)
Выполнила: Антонова Н. В
Здоровый образ жизни
Формирование основ здорового образа жизни является важным условием в воспитании детей дошкольного возраста. Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствителен к взаимодействиям внешней среды, чем организм взрослого и от этого, каковы эти взаимодействия – благоприятные или нет, зависит, каким будет его здоровье.
Публикация «Предметно-развивающая среда как средство формирования ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Для этого необходимо обеспечить взаимодействие взрослого и ребенка в рамках содержания образовательных областей:
• социально – коммуникативное развитие;
• речевое развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, которая должна быть: разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной (требования ФГОС ДО).
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни воспитанников, учитываются следующие факторы:
• индивидуальные социально-психологические особенности детей;
• особенности эмоционально-личностного развития ребенка;
• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• особенности физического развития и здоровья детей.
В нашей группе №11 созданы все необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для расслабления и отдыха. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, имеется в группе спортивный уголок, где расположен необходимый спортивный инвентарь (мячи разного размера и материала, скакалки, веревочки, ленточки и мячики для проведения утренней гимнастики, обручи, кольцебросы, игры на веревочках и др., а также пособия, изготовленные своими руками ( нетрадиционный спортивный инвентарь и игры: «Солнышко», «Поймай пчелку», «Кто быстрее соберет», «дорожки здоровья»
Собран разнообразный материал по здоровьесбережению:
приобретены книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы по выражению эмоций, схемы тела, точечного массажа. Представлены плакаты по закаливанию, по уходу за зубами, волосами, кожей и др.
В группе особое место отведено для предметов, снимающих у дошкольников напряжение, агрессию, негативные эмоции. Это массажеры, мешочки радости и грусти, грецкие орехи, каштаны, разнообразные запахи (ароматерапия, бусы, игрушки – антистресс). А «уголок уединения» помогает ребятам расслабиться, побыть в тишине и пообщаться с друзьями. Все эти предметы вызывают у дошкольников наибольший интерес и позволяет им незаметно для себя оздоровиться.
Большим помощником в формировании у детей здорового образа жизни, являются различные дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Чем можно делиться с другом», «Будь здоров», «Спорт – это здоровье», «Чистим правильно зубки» и др. Много игр на развитие правильного дыхания («Воздушный футбол», «Бабочки летают», «Листопад», «Мой воздушный шарик», «Изобрази животное», «Забей гол»). Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задуматься о своем здоровье.
Для повышения интереса к спорту и ЗОЖ, дети участвуют в таких праздниках как «День здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья», флэш-мобах и др. Разработали и провели проект по теме «Витамины – наши друзья», итогом которого стала презентация развлечения «Путешествие в страну Витаминию»
Комнатные растения также являются важным фактором в создании здорового микроклимата в группе, поэтому у нас есть уголок природы, в котором дети с удовольствием работают, наблюдают и выполняют простые эксперименты. В уголке экспериментирования есть необходимые материалы и оборудование (календари наблюдений, тематические альбомы, лупы разного размера, песочные часы, сыпучие материалы и другое)
Важным условием в формировании здорового образа жизни детей является работа с родителями. Родители получают практические рекомендации по соблюдению режима дня дома. Систематически даются консультации родителям: «Здоровый образ жизни», «Правильное питание детей», «Закаливание – основа здоровья» и др. Советы родителям: «Дыхательная гимнастика», «Витамины — это всегда полезно», «Тренируем память», «Как ты можешь закаляться», «Правильно оказывай первую помощь»;
Совместно с родителями подготовили наглядный материал для развлечения «Путешествие в страну Витаминию»
Таким образом, созданная развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групповых помещений вызывает у детей чувство радости, желание посещать детский сад, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.