Ирина Шарипова
Предметно-развивающая среда группы раннего возраста в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с нововведениями ФГОС в детском саду изменились требования к организации предметно-пространственной среды.
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и культурно-эстетического характера. (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Публикация «Предметно-развивающая среда группы раннего возраста в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного развития ребёнка.
Предметно-развивающая среда — это определённое пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. (Н. Е. Вераксы). Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (ФГОС)
В связи с этим я обустроила свою группу раннего возраста таким образом : начало берёт уголок художественного творчества с карандашами и раскрасками, трафаретами для обогащения их сенсорного опыта путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой, для удобства рядом расположен книжный уголок, наполненный книжками в жёстком переплёте с красочными картинками, для развития эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства, все издания приобретены по возрасту. Далее уголок природы богатый природным материалом: наборы для экспериментирования, для формирования сенсорики, (фасоль, каштан, горох, затем уголок ряженья пестрит костюмами для театрализованных, сюжетно-ролевых игр в сфере коммуникативной деятельности, комфортный и удобный игровой уголок с мягкой детской мебелью плавно переходит в игровой уголок для девочек с куклами разных размеров и колясками, рядом уголок «Доктора», спортивный уголок с мячами разных диаметров, кеглями, кольцами для метания, обручами, для физического развития включая приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др., рядом стенд с разноцветными разновидовыми предметами, издающими разнообразное звучание, для развития эмоциональности и образности восприятия музыки через движения. Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д., следующий уголок для мальчиков с разнообразным транспортом, спецтехникой, с напольным строительным материалом, для сооружения элементарных построек по образцу, способствованию понимания пространственных соотношений, пользуясь дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек, инструментами для ремонта.
В группе расположены соответствующие росту и возрасту столы и стулья для питания полифункциональны для проведения занятий: рисование-развитие восприятия у детей, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предметов, подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора, привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразными линиями, конфигурациями, побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже; вызвать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами; побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; лепка из пластилина, пластической массы.
В группе в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому я каждый раз обновляю игровую среду (постройки, игрушки, материалы, конструктор и т. д.) Все игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, обеспеченная детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности.
Обустроив таким образом группу я добилась для детей достаточного пространства для физического и изобразительного развития обеспечив эмоциональное благополучие детей и развитие детской самостоятельности. Создана ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить своё отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду.
Литература:
ФГОС
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василье вой[/b]