Ольга Романова
Предметно-развивающая среда группы
▼ Скачать + Заказать документы
При формировании предметно - развивающей среды в новой группе, только что открывшегося дошкольного учреждения, я предполагала сделать ее максимально насыщенной, разнообразной, яркой,информативно богатой. В первую очередь, было необходимо создать эмоционально - положительную атмосферу для адаптации детей трехлетнего возраста.
Публикация «Предметно-развивающая среда группы» размещена в разделах
Благодаря организации различных игровых зон и с помощью нескольких стеллажей, создания комнаты уединения из воздушной ткани, мне удалось придать игровой комнате законченный вид, создать условия для различных видов деятельности
(игровой, продуктивной и познавательно - исследовательской). Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность доступно и свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития, позволило детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструированию, рисованию, ручному труду, театрально-игровой деятельности, экспериментированию.
Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить, что она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна развивать самостоятельность ребенка.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности, которая должна трансформироваться в зависимости от возраста и программы обучения.
Цветовая палитра в группе представлена теплыми, пастельными тонами,что благотворно сказывается на настроении детей, их психологическом настрое. А цветы и поделки детей, создают уют и тепло.
Насыщенность среды : игровая зона оснащена маркерами игрового пространства для сюжетно - ролевых игр: кухня, больница, магазин, гараж, парикмахерская, дом. Оснащена атрибутами, подобранными с учетом возрастных особенностей и гендерной принадлежности детей, отражающих различные сюжеты: «Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Магазин», «МЧС», «Почта», «Автомастерская» и др. Имеется картотека сюжетно - ролевых игр.
Подвижные модули позволяют изменять сюжет игры, например: сетки с
конструктором на колсах можно подвести к любому столу, центру; мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны.
Игровое оборудование для мальчиков: машины, набор техники, инструменты, есть разные виды транспорта: спецтехника - строительная, грузовая, легковые машинки. Машинки разного цвета и размера. Транспорт маленького размера сложен в специальный «гараж».
Для девочек – коляски, куклы, постельные принадлежности, одежда для кукол, набор
украшений, разные виды посуды, наборы продуктов, комната с мебелью и др.
Есть разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, фуражки, каски, юбки, фартуки, костюм
полицейского, врача и т. д.
В театральном центре имеются различные виды театров: настольные, плоскостные,
кукольные, пальчиковые, вязанные крючком, бумажные, ширма напольная. Сценарии русских народных сказок.
Для игр - драматизаций имеются различные маски элементы костюмов сказочных персонажей, дидактические игры «Расскажи сказку».
Центр музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, восприятию и пониманию характера музыкальных произведений, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах (дудочки, погремушки, металлофон, барабан, бубны, детское пианино, напольное пианино). В группе создана фонотека, в
которой находятся записи детских песен, классической и народной музыки, различные музыкальные сказки.
В центре двигательной активности, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей, имеется:простые и футбольные мячи разных размеров, массажные мячики, кольцеброс, кегли, скакалки, обручи, мешочки,веревочки, мишени, флажки, ленты, деревянная дорожка здоровья, сделанная руками родителей и др.)
Одним из любимых видов детской деятельности является конструирование. У нас есть строительный материал, различные пластмассовые и деревянные конструкторы разного размера и формы, конструкторы типа «Лего».
В центре безопасности размещена парковка, а сверху улица с дорогой и пешеходными переходами, машинами, помещены простые дорожные знаки, светофор для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Имеется наглядный материал, дидактические игры по ПДД.
Для центра развития сенсорных и умственных способностей мною подготовлены
дидактические игры, блоки Дьенеша с приложениями, детское домино «Ребятам о зверятах», «Транспорт»,"Профессии", "Времена года"; пазлы, кубики (из 6-12частей) «Цифры»; «Найди пару», «Что к чему», «Геометрические фигуры» (круги, квадраты треугольники разных размеров);карточки с предметными картинками, числовые карточки, счетный материал, счетные палочки; игрушки с подвижными частями разной структуры; игры для развития мелкой моторики (мозаики, конструкторы, шнуровки, нетрадиционное оборудование - игры с крышками, прищепками). Игровой комплекс В. Воскобовича "Коврограф Ларчик", Конструктор "Геоконт"; вьетнамские логические игры; кубики - рубики,"3Д" Конструктор "Геометрический".
Также у нас есть уголок дежурства для формирования умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность у детей.
Родители активно помогают мне в организации развивающей среды нашей группы, оформлении центров, очень активно участвуют в выставке поделок и пошиве костюмов на все праздники и театральные постановки.
В центре художественного творчества есть все необходимое для творчества детей: трафареты, геометрические формы, краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, картон, ножницы, пластилин, салфетки, клей.
книжки-раскраски с образцами;альбомы для рассматривания «Дымковская игрушка»,
«Хохломская игрушка», «Филимоновская игрушка» и др., предметы народно-прикладного
творчества: матрешки, глиняные игрушки, деревянные ложки, свистульки, дидактические игры для развития творческих способностей детей.
Развивающая и развивающаяся предметная среда должна быть основным средством для формирования личности ребенка. Здесь он получает свой первый социальный опыт, общение, знания и умения.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда должна помогать воспитателю проводить интересные мероприятия с коллегами, мастер - классы с родителями, вести кружковую работу с детьми, заниматься самообразованием.