светлана петрова
Предметно-развивающая среда группы
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду я работаю 25 лет. Когда первый раз услышала слово ТРИЗ, даже не могла предположить, что это такое. С15 по 19 мая я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «ОТСМ – РТВ - ТРИЗ в образовательные программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС». И вот здесь я узнала, что ТРИЗ – это просто чуд. После этого курса стала постоянно использовать эту технологию в работе с детьми.
Публикация «Предметно-развивающая среда группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в ДОУ. Одним из важных условий является развивающая предметно-пространственная среда - фактор развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В настоящее время важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Одним из результативных способов достижения этого является метод ТРИЗ – технологии. Автор ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - Г. С. Альтшуллер. Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем
В своей работе я уделяю большое внимание именно этой ТРИЗ – технологии, которая формирует познавательно-речевую активность. А в дальнейшем, будет являться гарантией успешного школьного обучения.
В этом учебном году была оборудована развивающая среда «Познавайкин мир».
Это создавать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей.
Благодаря развивающей среде в нашей группе с применением технологии ТРИЗ происходит развитие творческого стиля мышления детей. Увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное – все это и многое другое происходит с помощью этой технологии. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению. Развитие детей не возможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды. Поэтому развивающая среда в нашей группе обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
При создании предметно-развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:
Полифункциональность среды – предметно-пространственная среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса.
Трансформируемость среды – возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Доступность среды - Свободный доступ воспитанников посещающих ДОУ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Таким образом, предметно – развивающая среда в нашей группе позволяет развить каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, интересами.
Центр логики и математики.
По мимо логико-математических, дидактических, развивающих игр для работы в этом центре мы используем пособие «Системный оператор» который позволяет нам развить в детях системное логическое мышление в совместной и самостоятельной деятельности. Задача педагога научить детей мыслить системно используя таблицу. Развивать представление о строении и этапах развития системы развивать образное представлениетворческих потенциалов.
В группе есть макет «Солнышко», на котором постепенно появлялись имена признаков, всего их 17. В основе этого метода лежит:
• Умение описывать элемент как набор его свойств;
• Умение описывать элемент через его признаки – одно имя признака и несколько его значений.
Дети учились правильно ставить вопрос и описывать объект с их помощью.
Познакомились с анализаторами, благодаря которым мы можем видеть, слышать, ощущать, определять вкус, чувствовать запах этого объекта.
Обогащение среды специальными наглядными пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, идет постоянно. Приобрели дидактические развивающие игры и пособия, пополнили необходимыми картинками материалы для занятий. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности. В наличии имеются мультимедийные игровые пособия
Речевой центр.
Содержит материал, для развития речевой активности детей, такой как: мнемотаблицы, сюжетные картинки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика «Веселы ворота», картотека речевой гимнастики по темам недели, веселая зарядка для язычка. Так же в этом центре мы используем пособие «Да-нетка» которое способствует развитию речи и учит детей задавать сильные вопросы, отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира. Учит слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Освоили дети игру «Круги Луллия», с помощью которых формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Её можно применять по всем разделам программы: окружающий мир, развитие речи, математика и т. д. В группе имеется картотека этих игр.
Проводя НОД (занятия, мы познакомились с методом «волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.
Центр природы и экспериментирования.
Целью данного уголка является - знакомство дошкольников с объектами и законами природы. Здесь с детьми отмечаются дни недели, числа, время года и его признаки. Для ухода за растениями уголка природы имеется инвентарь. Для проведения опытов мы собираем природный материал: камешки разного цвета и формы, песок, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, семена фруктов и овощей, сучки, пластилин, вата. Так же для данного центра мы используем один из методов ТРИЗ с помощью пособия «Живое-рукотворное» которое позволяет детям классифицировать объекты живой и не живой природы.
Центр творчества.
Позволяет проявить активность детей в разных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Здесь детям доступны все материалы, которые позволяют изображать желаемое и побуждают к созданию разнообразных образов. Дошкольники приобретают теоретические знания и практические навыки работы с различным бросовым материалом в нашей мастерской «Самоделкина», ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Это способствует развитию их творческой личности.
Центр игры.
Игровая среда в группе наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Для развития у детей жизненно необходимых сведений об окружающих их предметах и явлениях, в группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: "Больница", "Кухня", "Столовая", "Парикмахерская".В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме чтобы дошкольники овладели определенными навыками действий с этими предметами. В зоне дидактических игр вместе с настольно-печатными играми используется пособие «Кольца Луллия», с помощью которого у детей развивается творческое мышление, происходит постепенное расширение и углубление познавательных интересов, обогащение опыта ребенка, насыщение знаний о различных областях действительности.
Таким образом, с помощью разнообразных пособий технологии ТРИЗ нам удается воспитать творческую, всесторонне развитую личность.