Приложение МААМ

Предметно-развивающая среда в ДОУ (6 фото)

Панова Ирина Николаевна
Предметно-развивающая среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ» размещена в разделах

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.

Фото №1 Реальная действительность в условиях которой происходит

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении, обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

Фото №2 Развивающая предметно пространственная среда

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ, т. к. разнообразие игрушек не является основным условием развития детей.

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Фото №3 РППС развитие человека называется средой

Среда развития может и должна служить фоном и посредником во взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Согласно ФГОС Д О предметно - развивающая среда группы подразделяется по следующим видам детской деятельности:

игровая;

двигательная;

познавательно-исследовательская;

коммуникативная;

продуктивная;

музыкально-художественная;

трудовая;

чтение и художественная литература.

Создавая предметно-развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Одна из задач воспитателя - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей.

Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.

Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, по ролевому принципу, уровню развития детей.

Многое в среде ДОУ создано руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность. От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы.

Например, для самостоятельных игр детей старшего возраста оборудуют игротеку, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия, сравнения, логических операций, классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий.

Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.

Развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых - это не только предоставление возможности работать с дидактическим материалом разного уровня сложности, атмосферы доброжелательности и благополучия, не только ориентация в общении на более подготовленных детей.

Это - возможность педагога более гибко и динамично включить ребенка в активную целенаправленную и разнообразную деятельность, знать и умело использовать его индивидуально-личностные особенности; анализировать содержание субъектного опыта детей, активизируя его в процессе самостоятельной деятельности, поощрять инициативу, творчество, независимо от их способностей.

2) Предметная среда выполняет :

Образовательную,

Развивающую,

Воспитывающую,

Стимулирующую,

Организационную и коммуникативную функции.

Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать :

максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских

видов деятельности;

охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию

особенностей их развития;

возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Таким образом, важной особенностью образовательной развивающей среды является – использование разных методов и средств активизации деятельности детей, обеспечивающей развитие творческих способностей и наиболее полной самореализации.

В создании среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности дл всех детей и взрослых группы, учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности.

Дети старшего возраста с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам: рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность; создает микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Среда образовательного учреждения должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом.

Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.

Таким образом, дошкольные образовательные учреждения, опираясь на новые нормативно – правовые документы и научно – методические материалы, должны обеспечить взаимодействие детей и взрослых через создание развивающей среды с целью совместной творческой деятельности, совершенствования отношений в коллективе независимо от цели образования ДОУ, его приоритетной функции, от структуры и типа организации.

Предметно – пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место:

во – первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение.

во – вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку.

При организации предметно – пространственной среды отмечается сложная, многоплановая и высоко творческая роль педагога. Создание предметно – пространственной среды и формирование творческой личности ребенка должно идти в единой системе сотворчества, организуемого в соавторстве ребенка и педагога.

3) Основные характеристики развивающей среды :

Предметно – развивающая среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной деятельности. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.

Комфортность;

Безопасность;

Обеспечение сенсорными впечатлениями;

Обеспечение самостоятельной, индивидуальной деятельности;

Игровые зоны для мальчиков и девочек;

В подготовительной группе организованы зоны обучения и игровая зона.

При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:

Развивающий характер предметной среды;

Деятельности – возрастной подход;

Информативность – разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов и игрушек;

Обогащенность – наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;

Вариативность;

Сочетание традиционных и новых компонентов;

Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;

Обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Места хранения и расположения материалов обсуждаются с детьми. Устанавливаются определенные правила работы : в свободное время каждый может заняться любимым делом, но для этого необходимо правильно выбрать место, чтобы не мешать другим детям, положить материалы и инструменты обратно так, чтобы ими могли пользоваться.

Групповая комната представляет собой помещение квадратной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр – инсценировок.

Уголок ряженья и парикмахерская с зеркалом – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья наполняется в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых игр. Уголок парикмахерская так же периодически обновляется, детям очень нравится расчесывать друг друга и делать различные прически.

Уголок ИЗО оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей: листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.

Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детенышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Дети очень заботливы и бережно относятся к каждому цветочку, каждому листочку. Детишкам очень нравится рыхлить землю, поливать цветы, убирать сухие листочки. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.

Центр «Песок – вода» - помогает воспитателю в самодеятельной игре – экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.

Дети любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности ребенка. Центр располагается так, что дети могут к нему подходить со всех сторон. Для игр с песком подбираются совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки.

В группе должен быть специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Кухня», «Магазин», «Уголок конструирования», «Уголок ПДД».

В отдельных нижних ящиках должен находиться строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.

Уголок конструирования: строительные наборы с деталями разных размеров и форм, конструкторы, плоскостные мозайки, бочонки лото, палочки, спичечные коробки, коробки разных размеров, наборы для моделирования и т. п.

Уголок физической культуры. В тележках собран физкультурный инвентарь: обручи кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр, что позволит детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.

Музыкальный уголок. Это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки – самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.

Книжный уголок. В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки – иллюстрации, творческие работы различных жанров. В старшей группе детского сада обязательно надо отвести отдельное (от художественной литературы) место познавательной литературы под условным названием «Полочки умных книг».

Содержимое полочки – книги, картинки, иллюстрации и др. должно быть доступным детям. Здесь размещаются тематические подборки книг по интересующим детей проблемам.

Учебный уголок. Включает в себя магнитные и меловые доски, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.

Также в группах может быть неоформленный материал: пробки, коробочки, баночки, который позволяет детям фантазировать, заменять этими материалами реальные предметы.

Предметно - развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно- ориентированной модели дошкольного образования.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду, должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками. Важно, чтоб предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При

любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо

пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В работах О. А. Артамоновой, Т. М. Бабуновой, М. П. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды :

комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно гигиенических норм;

соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;

учет всех направлений развития ребенка;

разнообразие сред, их рациональное расположение;

обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

создание условий для изменения среды.

Цель взрослого в предметной среде - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

обеспечение чувства психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

формирование начал личности (базис личностной культуры);

развитие индивидуальности.

Поэтому направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной среды.

Для осуществления указанных задач необходимо установить общее психологическое пространство общения воспитателя с детьми. Сложность заключается в том, что у каждого ребенка свои представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни дети лучше себя чувствуют на близкой («короткой») дистанции, другие на более «длинной». Эти представления могут меняться в зависимости от различных причин: эмоционально-психологического состояния, вида деятельности и др. Поэтому необходимо так планировать помещение, чтобы каждый ребенок мог найти комфортное для его эмоционального состояния место: достаточно удаленное от сверстников или позволяющее ощущать тесный контакт с ними.

Воспитатель и дети должны стать творцами своего предметного окружения, при этом особую важность обретает принцип развития, представленный стимулами, провоцирующими познавательные интересы ребенка. Очень важно сделать среду менее унифицированной и более индивидуальной.

Ребенок не пребывает в среде, а преодолевает ее, «перерастает», поскольку становится другим, развиваясь и самореализуясь в ней, а следовательно, должна меняться вместе с ним и окружающая среда. Полуфункциональность, легкая трансформация интерьера - необходимое условие ее организации. Элементы среды должны быть добротными и характеризоваться потенциями к индивидуальному преображению (достраиванию, замене, эстетическому усовершенствованию в связи с личными вкусами детей).

Однако, как недостаток стимулирующих импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка, так и перенасыщенная среда с хаотичной организацией стимулов дезориентирует его. Соответственно, необходим тщательный отбор стимулов, желательно сочетающихся с проводимыми занятиями с детьми. Таким образом, предметно-пространственная среда влияет на эмоциональную насыщенность познавательной деятельности; является универсальным средством саморазвития личности.

Предметно - развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Фото №4 Среда развития ребенка это пространство его жизнедеятельности Фото №5 Это те условия в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении
Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Развитие ребёнка, его познавательная направленность, умственные способности зависят от многих факторов, в том числе от предметно-пространственного.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Моя предметно-развивающая средаМоя предметно-развивающая среда Сегодня хочу поделиться с вами с предметно-развивающей средой. Предметно-развивающую среду старались сделать интересным, эстетичным, привлекающим.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда .

Предметно развивающая среда — фотоэкскурсияПредметно развивающая среда — фотоэкскурсия Вот и наступила долгожданная весна. Природа просыпается от зимней спячки. Это пробуждение положительно влияет на людей - хочется жить, творить,.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Начинается учебный год. Конечно, каждому педагогу хотелось бы видеть свою группу уютной, красивой, грамотно оснащённой. К оформлению групповых.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ В нашей детском саду каждый воспитатель старается сделать все, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность пребывания детей в детском.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно - пространственная среда по ФГОС ДО, это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в ДОУ
Опубликовано: 25 ноября 2023 в 17:14
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Панова Ирина Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД