лариса зимина
Предметно-развивающая среда
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
Публикация «Предметно-развивающая среда» размещена в разделах
https://cloud.mail.ru/public/28Yp/3buC2rfaz
В нашем детском саду этим задачам уделяется должное внимание. Для этого в каждой группе создана развивающая предметно – пространственная среда соответствующая Федеральному государственному образовательному стандарту. Её основополагающие принципы: вариативность, полифункциональность, доступность, насыщенность.
Соприкасаясь с окружающими предметами, которые требуют работы мысли, воображения, ребёнок непрестанно развивается, таким образом, окружающее становится средой его развития. Оно воздействует на все стороны личности ребенка - вызывает эмоции, чувства, волю, побуждает к действиям. Таким образом, окружающая среда - составная часть предметно-развивающей среды дошкольника.
Замечу, что насыщенность среды должна соответствовать особенностям программы и возрасту детей.
Так как тема моей консультации «Рекомендации по созданию развивающей предметно – пространственной среды по ОБЖ» остановлюсь на этом более подробно.
Итак, что же должны из себя представлять уголки по ОБЖ :
– специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.
- педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;
- психическая и физическая безопасность игровых материалов;
- оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного изобилия и недостатка);
- учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;
- целесообразность и удобство размещения;
- эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования;
- содержание уголка по ОБЖ в разных возрастных группах должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности;
-все игры, пособия, которые имеются в этих уголках, должны быть многофункциональны, комбинаторны и вариативны;
-своевременно должны появляться новые игры, предметы, другой дидактический материал, который бы стимулировал познавательную активность, развитие игровой деятельности. Игрушек должно быть немного, но они должны регулярно перестанавливаться, обновляться примерно один раз в два месяца;
-так же необходимо предоставлять детям и не оформленный материал – природный бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно – ролевых играх в качестве предметов заместителей.
В работе с детьми целесообразно использовать различные методы: беседы, наблюдения, моделирование опасных и безопасных ситуаций в соответствии с возрастными особенностями детей.