ирина крипиневич
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ по экологическому воспитанию детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ по экологическому воспитанию детей среднего возраста.
Крипиневич И. И
Актуальность
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени:
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ по экологическому воспитанию детей среднего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2020
Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния.
Цель экологического образования – формирование основ экологического мировоззрения и экологической культуры дошкольников.
Экологическая культура включает в себя осознанное и разумное отношение к природе и ее объектам, к людям, охраняющим и созидающим ее; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. То есть, это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с миром природы
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является правильная организация эко-развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Задачи:
1. Совершенствовать предметно – развивающую среду для обеспечения оптимальных условий экологического развития детей в различных видах деятельности
2. Способствовать формированию потребности в общении с природой, интересов к познанию её законов и явлений.
3. Расширять экологическую компетентность педагогов, воспитанников, родителей, их участие в практической деятельности по изучению и охране объектов природы
4. Создать условия для самовыражения и самореализации воспитанников и родителей в доступных природоохранных мероприятиях.
Формы и методы работы:
1. Наблюдения в природе.
2. Экологические игры.
3. Прогулки на участке детского сада и за его пределами.
4. Экологические выставки.
5. Экологические развлечения и праздники
6. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию
7. Беседы
Компоненты экологической среды :
- уголок природы
- уголок по экспериментированию,
- центр дидактической игры,
- библиотека,
- наглядный и демонстрационный материал,
-оформление группового пространства,
-участок ДОУ, клумбы и огород.
-уголок по театрализованной деятельности,
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
Уголок органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.
Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. На цветах желательно иметь таблички с названием.
У дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе и чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать метод самый интересный, приемлемый, и действенный, - экологические сказки. Они несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе
В каждом детском саду есть уголок природы,и в каждой группе он по - своему оригинален. Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением уголка может стать любой сказочный герой. В нашей группе в уголке природы главные сказочные герои - это Маша и медведь. Дети хорошо знают всех героев сказки. Под их чутким вниманием дети с большим интересом и с удовольствием ухаживают за комнатными растениями: протирают пыль с крупных листьев, рыхлят почву. У детей формируется бережное и заботливое отношение к природе, ответственное отношение к своим обязанностям. Маша "рассказывает" детям сказки экологического содержания, дети с удовольствием слушают Машу и получают новые знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Наш любимый Мишка очень любит играть с малышами и дарить им интересные и необычные подарки, например, осенние листочки или рябиновую гроздь, которые потом мы с ребятами засушим или корзинку сладких яблок. Все сказочные герои живут в уголке природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Наши сказочные герои могут «принимать участие» во всех видах деятельности малышей: помогать им отмечать погоду в календаре, ухаживать за растениями, играть в дидактические игры. Они могут «радоваться», когда дети делают добрые дела и «грустить», когда ребята забыли полить растения или привести в порядок оборудование для опытов.
На участке группы наш любимый сказочный герой это дедушка медведь. Он "помогает" нам в организации наблюдений за растениями, животными, насекомыми в естественных условиях. Дети наблюдают, экспериментируют и рассказывают о своих впечатления Дедушке Медведю.
Темой экологической тропы нашего детского сада в 2017-2018г. стала акция «Прекрасный мир соцветий». В течение года дети и воспитатели сажали цветы и ухаживали за нимиИтогом этой работы стал волшебный праздник цветов «Прекрасный мир соцветий"
Большое внимание уделяем работе с родителями, так как только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание экологически грамотного человека. Размещаем информацию в родительских уголках. Это консультации, статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания с детьми дома. Организуем с родителями совместные выставки рисунков и поделок на экологическую тематику.
Общение с природой даёт детям первые уроки доброты, значение которых трудно переоценить. Воспитание экологической культуры, то есть умения вести себя в природной среде так, чтобы не наносить ей вреда. Только знающие законы природы и умеющие ценить её дары люди смогут уберечь планету от бед, вызванных невежеством человечества в области экологии.