Наталья Самодолова
Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД в соответствии ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Среда развития ребенка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно - гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД в соответствии ФГОС до» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Оформление детских садов
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Современная развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ней четко должны прослеживаться все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Организация предметно – пространственной развивающей среды в группе ДОУ должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом склонностей, интересов и уровня активности.
При формировании предметно-пространственной развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, также создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Благодаря организации различных детских игровых центров с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по интересам и чувствовал себя комфортно.
Обучение детей правилам дорожного движения (ПДД) одна из важных задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирования у них основ дорожной безопасности, необходимо создать в группе специальные условия по построению предметно-пространственной развивающей среды.
Все, что окружает ребенка, является для него источником знаний, формирует его социальный опыт и способствует развитию. Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому, мы, воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно – пространственной развивающей среды ДОУ.
Основные требования к оборудованию и материалам центра детской активности «Дорожная безопасность» :
- центр организован и доступен для самостоятельного использования детьми;
- материалы по дорожной безопасности могут находиться не только в стационарном центре;
- пространство группы обустроено так, что большая часть занятий и деятельности детей в нем, не прерывается вмешательством извне;
- дети могут использовать все материалы для самостоятельной игровой деятельности и моделирования игровых действий;
- оборудование соответствует возрасту детей, их интересам, потребностям и возможностям;
- материалов достаточно, чтобы реализовать и развить игровой замысел и сюжет, интегрировать с другими видами детской деятельности;
- центр стимулирует интерес детей к игровой деятельности, формирует навыки дорожной безопасности.
Требования к материалам (пособиям, реквизитам) :
- материалы видны и доступны (находятся в удобном для использования месте);
- материалы доступны в течение значительной части дня в групповом помещении и на прогулке;
- материалы безопасны;
- материалы хорошо организованы и находятся в хорошем состоянии;
-материалы соответствуют уровню развития всех детей группы;
-представлены материалы разных видов.
Центр детской активности «Дорожная безопасность» может быть представлен следующими компонентами:
-Материалы (пособия) для игровой деятельности (в том числе самодельные) : Макет или игровое поле с набором мелких игрушек в коробке (светофор, набор дорожных знаков, набор кубиков, автомобили, деревья, фигурки людей и домашних животных и др.) – 1 набор. Напольные элементы дороги или дорожной разметки (например, из картона, пластика, линолеума для игры со средними и крупными машинами). Парковка для игры с маленькими машинками – 1 набор. Автосервис (автомойка или автозаправка) – 1 набор. Макет (игровое поле-схема) близлежащего к детскому саду района.
- Дидактические игры по ПДД (в том числе самодельные) :
Настольные игры: домино, лото, пазлы, разрезные картинки, и т. п. – 1-2 игры каждого вида игр. «Проблемные ситуации» : ребусы в картинках, кроссворды, фотоиллюстрации дорожных ситуаций (положительные и отрицательные). Карточки «Загадки и отгадки» (1 набор).
- Набор дорожных знаков (в том числе самодельные) :
Дорожные знаки или картинки-схемы (информационно-указательные, предупреждающие, предписывающие, приоритета и сервиса) – 1-2 набора.
- Набор транспортных средств (в том числе самодельные) :
Различные виды автомобилей разного размера и модификации (грузовые, легковые и т. п.) - по 1-3 шт. каждого вида. Коллекция автотранспорта (может быть создана детьми старшего дошкольного возраста) – 1 набор.
- Книги по ПДД и дорожной безопасности (в том числе самодельные) :
книги с реалистическими изображениями в иллюстрациях (стихи, рассказы, загадки); книжки - раскраски; журналы; книжки-самоделки.
Набор картинок (предметные, сюжетные) – 1 шт.
«Дорожный атлас» (для детей старшего дошкольного возраста) – 1 шт.
- Атрибуты и пособия (реквизиты) для ролевой игры по дорожной безопасности (в том числе самодельные) :
Напольные элементы дороги или дорожной разметки.
Жезл - 1-3 шт.,
Руль (2-3 штуки, головные уборы полицейского фуражка, кепка, пилотка) – 3 шт.
Шапочки-маски (с изображением автомобилей, полицейского, пешеходов и т. п.) –3 шт.
Накидка или жилетка полицейского – 2-3 шт.
Пешеходный переход - 1-2 шт.
Фликеры – 3-5 шт.
Машины-самодельные– 1-2шт.
Права для водителей – 3-5шт.
Нагрудные картинки-схемы (дорожных знаков, автомобилей и т. п.) – 1 набор.
- «Коробка творчества» (материалы для изготовления недостающих атрибутов и игрушек к ролевым играм по ПДД, которая пополняется периодически: бросовый материал (различные картонные коробочки из под сока или кефира, пластмассовые баночки из под йогурта, втулки картонные, губки для мытья посуды, цветная бумага, цветной картон, белая бумага, проволока, веревка и т. п.).
- Видео- и аудио-материалы:
ТСО (магнитофон, магнитола, музыкальный центр или телевизор).
Набор дисков (DVD) : фильмов, мультфильмов, обучающих компьютерных программ, интерактивных игр по ПДД – 4 вида (1 шт. каждого).
Для формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах города мы используем разнообразные педагогические технологии.
Иллюстративный материал - книги, альбомы, предметные картинки, сюжетные картины, детские журналы обеспечивают эффективность восприятия информации.
Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала по ПДД. А интерактивные игры формируют устойчивые навыки безопасного поведения на дороге, и позволяют сделать процесс обучения более динамичным и ярким
Дети в своей игровой деятельности используют различные дидактические (настольные) игры и атрибуты для организации ролевых игр по ПДД, тем самым закрепляя полученные знания.
Для работы с детьми по дорожной безопасности мы используем игровые поля и макеты, на которых в миниатюре представлена улица, перекресток, а дополнительный материал - дома, светофоры, дорожные знаки, машины, позволяет моделировать различные ситуации, и открывает возможности для самостоятельной игровой деятельности.
При проведении развлечений, досугов, театральных постановок, мы используют имеющиеся атрибуты, реквизиты и пособия. Такая форма обучения ПДД способствует закреплению полученных знаний и повышает интерес у детей.
Большое значение в работе с детьми играет организация акций, в процессе которых дошкольники овладевают практическими навыками пешеходов, повышается устойчивый интерес к изучению правил движения. Детский сад расположен в центре города, поэтому на целевых прогулках и экскурсиях мы имеем возможность знакомить детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, так же наблюдать за пешеходами, за движением разных видов транспорта, и за работой инспектора ДПС.
Таким образом, в нашей группе созданы благоприятные условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения. А развивающая предметно - пространственная среда в группе способствует формированию полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.