Валентина Ольховская
«В мире камня». Конспект урока во втором классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : В мире камня.
Фамилия, имя, отчество преподавателя: Ольховская Валентина Владимировна
Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме: «В мире камня»
Задачи:
Образовательные:дать представление о наиболее распространённых горных породах как части окружающего мира, познакомить с некоторыми их свойствами и использованием человеком, продолжить формирование умений использовать полученные знания на практике, оперировать ими в конкретной ситуации,
Публикация «„В мире камня“, Конспект урока во втором классе» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающие – совершенствовать навыки работы с различными источниками знаний, развивать творческие способности, умение высказывать свою точку зрения и грамотно её аргументировать, развивать умение выделять из большого количества информации главное, определять проблемы и находить пути их решения, развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение видеть причино – следственные связи, формирование научных знаний.
Воспитательные - формирование культуры и гуманных качеств личности ученика, совершенствование навыков общения.
Тип урока
Урок «открытия» нового знания
Технология: технология проблемного обучения;
Оборудование: презентация «В мире камня», стаканы с водой, коллекция камней, карточки «Эмоции человека», справочная таблица, этикетки для коллекции, молотки, доски, лупы
Содержание учебного материала
Посмотрите на экран и расскажите, кого вы видите?
СЛАЙД
-Как вы думаете, чем занимаются дети?
Как назвать людей, которые изучают, исследуют?
-Хлопните в ладоши те ребята, кто желает сегодня попробовать открыть одну из тайн окружающего нас мира.
Я предлагаю вам сегодня стать исследователями и открыть для себя новые тайны окружающего нас мира, проведя исследование в наших творческих лабораториях. Сегодня вы будете выступать в роли эспертов.
-Первая тайна скрывается в этой шкатулке. Чтобы угадать, что в ней находится вам необходимо поработать в группе с информацией, которая находится на карточках, синего цвета.
(дети читают информацию, обсуждая в группе, то, какой предмет находится в шкатулке)
1 группа
«Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад камень использовался как орудие труда. Острыми камнями расчленяли на части туши убитых зверей. Камнем можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. Блестящими цветными камнями человек издавна любил украшать себя.
2 группа
Камень был надежным орудием обороны и нападения: удачно брошенный камень поражал врага и настигал ускользающую добычу.
Однако, не каждый камень обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, чтобы быть использованным для изготовления оружия или украшения. Поэтому, люди искали, отбирали нужные им камни, запоминали их внешние признаки, давали им названия.
3 группа
В настоящее время люди очень много знают о камнях : об их происхождении, свойствах и способах их изготовления. Изучением камней, или как их еще называют горные породы и минералы, занимается наука – геология.»
-Так что же будет сегодня являться темой нашего исследования?
СЛАЙД
-Молодцы, ребята, открываем нашу исследовательскую лабораторию, которая займётся изучением мира камней.
СЛАЙД
Я приглашаю вас забраться на гору самоцветов, где нас ждёт ещё одно удивительное открытие. Каждый шаг нашего исследования вы будете оценивать, используя цветные символы на горе самоцветов:
Зелёный камень - справились успешно
Жёлтый камень - справились частично
Красный камень – не справились, нужна помощь.
-Что же мы уже узнали?
-Оцените ваше первое исследование.
-Предлагаю продолжить наши исследования.
У вас на столах в розовых конвертах лежат образцы камней.
Достаньте их, разложите а дощечках.
-Что вы хотели бы узнать об этих камнях?
- Сможем ли мы сейчас дать название каждого камня? Почему (Недостаточно знаний)
-Как же быть с теми камнями, о которых мы ничего не знаем? (спросить у взрослых, прочитать в книге)
-В каких источниках мы можем узнать о названиях камней, их свойствах? (В справочниках)
СЛАЙД
-Я вам предлагаю вам сейчас воспользоваться справочной
таблицей «Горные породы и минералы», в которой вы найдёте описание и свойства, исследуемых вами камней. Результаты исследования своей группы вы будете заносить в экспертный журнал,
СЛАЙД
в конце вашей работы представляете экспертное заключение об изучаемом образце.
-Возьмите для исследования камень №1.
-Проведите изучение камня, опираясь на предложенный в таблице алгоритм.
№1-гранит
№2-пемза
№3-каменный уголь
Демонстрация слайдов к каждому камню.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЖДОЙ ГРУППОЙ
№1-гранит СЛАЙДЫ
№2-пемза СЛАЙД
№3-каменный уголь СЛАЙД
Какой камень вы изучали?
Что можете о нем рассказать?
СЛАЙДЫ
-МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА, ВЫ НАСТОЯЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ.
Оцените работу своей группы, закрасив второй камень горы самоцветов.
1.
(А сейчас мы с вами отдохнём и продолжим работу дальше)
2 этап.
А теперь я предлагаю каждой лаборатории предоставить информацию о вашем камне, который находится в зелёном конверте, не называя его.
Задача остальных лабораторий,, используя таблицу, определить о каком образце камней идет речь?
СЛАЙД
Другие две команды, опираясь на информацию таблицы «Горные породы и минералы», должны назвать этот камень.
I) Известняк. (2 слайда)
II) Мел. (1 слайд)
III).Яшма. (1 слайд)
Демонстрация слайдов
(Почему вы не смогли определить название камня)
Как вы думаете, в чем причина, того. Что соседние лаборатории ошиблись?
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА
СЛАЙД
Оцените работу своей группы, закрасив третий камень горы самоцветов.
3 этап.
-А теперь каждой группе я предлагаю применить полученные знания на практике, выполнив задание на карточках данного образца.
СЛАЙД
1 группа.
Соединить изображение камня с его названием.
2 группа. Какой из этих камней используется в строительстве? Подчеркни правильный ответ.
3 группа. Определить, какой камень - гранит, а какой – пемза с помощью опыта.
(баночка с водой, полотенце. камни)
-Проверьте свою работу по эталону на экране.
СЛАЙД
-Оцените результаты вашей лаборатории, закрасив четвёртый камень на горе самоцветов.
Ребята, а вы встречались с этими камнями?
Как использует человек их?
А я могу поделиться с вами этими знаниями.
Ребята, я поздравляю вас, что мы оказались на самой вершине горы самоцветов.
Так какое же открытие мы сделали сегодня на уроке?
-Благодаря вашей активной работе, умению работать в группе, добывать знания, мы узнали о камнях много интересного.
-Настала пора подвести итог работы наших исследовательских лабораторий.
Руководитель 1, 2, 3 лаборатории представьте ваши горы самоцветов, проанализируйте работу своей лаборатории.
-А сейчас руководитель каждой группы возьмёт свои камни и поместит в нашу шкатулку
- Ребята, что мы смогли собрать из наших камней?
(коллекцию)
СЛАЙД
-Ребята. Вспомните сказочного героя, который своим правым копытцем выбивал драгоценные камешки.
Он благодарит вас за такую интересную и плодотворную работу и эти гранитные камешки он вам дарит в подарок.
Ребята, какой приближается праздник?
В Новый год что не пожелается всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается.
Возьмите каждый по одному камешку.
Закройте глаза и загадайте самое сокровенное желание.
СЛАЙД
И кто знает может именного в новогоднюю ночь оно сбудется.
Я вам это желаю!