Севоян Вардуи
Праздники и развлечения как средство воспитания региональной культуры дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Праздники и развлечения как средства для воспитания интереса к региональной культуре дошкольников.
Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста представляет собой овладение ценностями народной культуры в соотнесенных с ними видах деятельности, которые поддерживают интеллектуальные притязания ребенка, способствуют духовному развитию и проявляются в любви к Отечеству, уважительном отношении к народам, его населяющим, их традициям, языкам, культурам, любви к Малой Родине. [6,55]
Публикация «Праздники и развлечения как средство воспитания региональной культуры дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества, средством воспитания интереса к региональной культуре дошкольников является народный праздник. Обряды, отображающие нравственные устои русского, молдавского, украинского народов, закрепляющие чувства верности в семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица и т. д.
В приобщении дошкольников к культуре особую роль играют традиции. Традиции представляют собой особые формы передачи новым поколениям социокультурного опыта. Традицию составляют, согласно справочной литературе, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных и национальных группах и других сообществах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные установления, нормы поведения, идеи, ценности, обычаи, обряды и т. п.
Вот почему приобщение к народным традициям целесообразно проводить в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Народные праздники всегда выполняли важные общественные функции: помогали включиться в реальную социальную жизнь, осознать свою принадлежность к данному народу. Народные праздники всегда строились на традициях народа и отражали его духовно- нравственную жизнь. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, и ничто так не объединяет народ как народные праздники. [7, 95]
Г. Н. Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности». [2, 58]
Народные праздники отображают нравственные устои народа. Развивают этические и эстетические чувства, содержат в себе педагогические элементы, являются яркими и радостными событиями в жизни детей. [1,133]
Праздник — это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются.
И. Э. Куликовская подчеркивает, что именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиций. Она считает, что праздник снимает напряжение, гармонизирует эмоционально - психическое состояние человека и общества.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Любой праздник, по определению М. М. Бахтина, является первичной формой культуры.
Современная система народных праздников — это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение. [3, 61]
Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний было отведено детскому фольклорному празднику.
Важное место в ряду развлечений для детей занимают сезонные праздники, имеющие ярко выраженную образную идею, доступную пониманию детей и имеющую связь с ближайшим социально-природным окружением ребенка.
Поистине вызывают огромный интерес у детей такие праздники как («Веснянки» (укр.) «Красного горка» и др. Во всех этих праздниках, у каждой национальности, главным выступает человек с его проблемами, заботами. Отношением к людям и к природе. В этих праздниках раскрывается душа человека. [4,201]
Наряду с сильным эмоциональным зарядом, праздник несет в себе большую воспитательную функцию, осознание которой возможно только при деятельном личном участии, поэтому и само праздничное действие должно в себя включать все компоненты, лежащие в основе формирования патриотического чувства: эмоциональный, гносеологический, и деятельности. С этой целью мы опирались принципы отбора содержания народных праздников, раскрытых в исследованиях А. В. Терещенко, Н. Ф. Афанасьева, Е. И. Корнеевой:
-образное воплощение праздничной идеи;
-доступное для понимания детей содержание;
-динамичное развитие действия.
Н. Круглова выделила следующие виды праздников :
-народные и фольклорные (праздники народного календаря)- Святки, Масленица;
- государственно-гражданские – Новый Год, День Победы, День защитника Отечества;
- международные - День защиты детей, Международный женский день 8 марта;
- православные - Рождество, Пасха;
- бытовые и семейные - выпуск в школу, день рождения ребенка.
Народные праздники выполняют следующие функции:
развивающая,
информационно-просветительная,
культурно-творческая,
рекреативно-оздоровительная.
Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются явлениями духовной культуры любого народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника.
Народные традиции являются и важнейшим фактором, обеспечивающим организующее действие, индивидуализацию духовно-нравственного опыта человеческой общности. Они же создают особую психологическую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку. Это происходит в процессе усвоения, присвоения образцов деятельности и поведения, заложенных в народной культуре, традициях и обычаях, детьми младшего школьного возраста, когда растущий человек открыт к восприятию социальных образцов.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей : они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника; раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки. [5, 66]
Роль народных праздников и развлечений в патриотическом воспитании определяется тем, что в своем развитии они отражают наиболее характерные черты и нравственные представления данного народа, которые передаются из поколения в поколение через различные обряды и традиции. [3, 37]
Формирование элементов патриотизма возможно путем активного приобщения детей 5-6 –летнего возраста к народным традициям через фольклорные праздники и развлечения, путем восприятия ими праздника как элемента национальной культуры, путем осознанного понимания детьми праздничной идеи и их активного творческого участия в праздничной деятельности.
Литература:
1. Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1989. - 335с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогизация современного образования // Мир образования, №2, 1997. 96с.
3. Дружба народов, отраженная в фольклоре / ред. коллегия: Г. Г. Ботезату и др. Кишинев: Штиинца, 1961.
4. Релаций фольклориче молдо-русо-украинене: студий, материале, библиографие: Молдавские, русские, украинские фольклорные взаимосвязи. Кишинэу: Штиинца, 1981.
5. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников// Ребенок в детском саду. -2006-№2.
6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М. : Академия, 2001.
7. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор / отв. ред. В. Н. Путилов. Л. : Наука, 1971.