Наталья Одинцова
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Северный край, что зовется Ямал!»
▼ Скачать + Заказать документы
"Северный край, что зовется Ямал!"
Место проведения: Детский сад.
Аудитория :Старший дошкольный возраст.
Актуальность праздника : Многое и многих видел на своих землях Ямал, по его тундрам кочевали и будут кочевать люди, оставляя свое настоящее будущему – двадцать первому веку. И не затеряется в древней тундре голос кочевника-оленевода, голос рыбака, голос молодых городов Ямала. Всех их обнимает тундра, объединяя для будущего, сохраняя и отдавая каждому свое….
Публикация «Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста „Северный край, что зовется Ямал!“» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2014
Идея: Северный край за далёкими далями,
Северный край, что зовётся Ямал.
Пусть говорят, что это - край географии,
Только для нас он - начало начал!
Всех обнимает тундра, объединяя для будущего, сохраняя и отдавая каждому свое!.
Цели: Воспитывать любовь к своей малой Родине, формирование познавательного интереса; патриотическое воспитание подрастающего поколения; привитие любви к родному краю; расширение представлений у детей об образе жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ, развитие навыков общения, коммуникативной компетентности, творческих и интеллектуальных способностей детей, создание ситуации успеха, бодрого радостного настроения.
Задачи: Дать представления о своеобразии жизни коренных жителей тундры (природа, жилище, одежда, труд) ;- познакомить со словами на ненецком языке «мя» -чум, «сингокотья» -колокольчик, «Ань-торова» -Здравствуйте, «лакомбой» -до свидания. -познакомить и вызвать интерес к фольклору народов Севера (игры, загадки, пословицы, поговорки, сказки) ;
Пролог
Зал празднично украшен, на центральной стене вверху расположено солнце, под ним экран, на который проецируются фото- слайды природа Ямала в разное время года. В левом углу стоит чум, в чуме горит огонь. На нартах возле чума в традиционной национальной одежде сидят куклы. Свет в зале приглушается.
Звучит «Музыка Севера» Г. Лагея, на фоне музыки раздаются удары бубна, выходит Шаман с бубном, и исполняет Танец «Северное сияние». Во время танца свет в зале мерцает переливами голубого, зеленого, синего, отображая северное сияние.
Шаман: Ань-торова! Что в переводе с ненецкого языка
означает здравствуйте! Я счастлив, ребята,что
вы заглянули в мое стойбище. А знаете
ли вы как называется край в котором я живу?
Ответ детей : Ямал.
Шаман: Правильно. А что означает слово «Ямал»?
Ответы детей : Край земли.
Шаман: Расскажи нам Ямал о рождении твоем.
Как в дремучих веках, ты явился на свет.
Как припал к ледяной материнской груди,
И, чтоб алые звезды взошли над тобой.
Шаман обращается к ребятам: Дети, а вы любите необычные
путешествия?
Ответы детей : Да!
Шаман: Тогда я вас приглашаю в путешествие по ЯМАЛУ.
Предлагаю отправиться на оленьих упряжках!
Шаман ударяет в бубен, с последним ударом слышится звук метели, на фоне которой звучит ненецкая народная песня «Тэт тай сэрми». «Четыре моих белолобых оленя».
(Дети под музыку, имитируя езду на оленях (тройка детей – впереди «олень», двое сзади, двигаются по залу). Музыка микшируется свет в зале становится ярче.
1 площадка " Я – ЧАСТИЦА ТВОЯ, МОЙ ЯМАЛ"
Звучит национальная ненецкая песня «Сёётэй Ямал – Некоча» (Мой родной Ямал) Из чума выходит Хозяюшка Ямала
Шаман обращается к Хозяюшке чума: Ань-торова Хозяйка
тундры и тайги!
Хозяюшка Ямала : Ань-торова Шаман и ребята! Северная земля –
удивительно разнообразна и богата.
О рождении Ямала сложена легенда…
Свет в зале приглушается. На фоне музыки Хозяйка Ямала рассказывает легенду, которая параллельно проецируется на экране.
Хозяюшка Ямала : «Малютку Ямала родила большая волна
Карского моря. Но появился он в горестный
день полярной, студеной большой темноты.
Мать-волна придумала ему имя, но назвать не
успела, потому что язык у нее превратился в
бесчувственный лед. И мать- волна сказала:
«Да зовешься ты Ямалом, что значит край земли».
Свет в зале становится ярче. Хозяюшка Ямала обращается к детям.
Хозяюшка Ямала : Ребята, а кто из вас знает, как называется мое
жилище? (показывает на чум)
Дети: Чум.
Хозяюшка Ямала : Правильно. Чум по ненецкий – «Мя».
Как вы думаете, почему мы, коренные жители
Ямала живем в чуме, а не в доме? Все очень
просто, мы часто переезжаем с места на место, а чум
легко собирается и разбирается. Я приглашаю вас
заглянуть ко мне в чум и посмотреть из чего
состоит чум, как собирается и как он обустроен.
(Хозяюшка Ямала рассказывает о построении чума, а на экране проецируются слайды ее рассказа.)
Хозяюшка Ямала : А знаете ли вы, чем занимаются коренные
жители Ямала, чтобы выжить в суровых
климатических условиях Севера?
Дети: Ловят рыбу, занимаются охотой.
Хозяюшка Ямала : Правильно! А кто является для жителей
севера и транспортом и одеждой и едой?
Дети: Олень.
Хозяйка Ямала : Конечно, олень. Из шкуры оленя шьют зимнюю
одежду и обувь, покрышки для чума, а оленья
упряжка – это основной вид транспорта в тундре.
Народы, проживающие на территории Ямала,
особенно внимательно и бережно относятся к
растениям и животным, изучают их повадки, образ
жизни. Давайте проверим насколько вы, дети,
внимательны, наблюдательны, и интересуетесь
жителями лесов, тундры и тайги.
Шаман три раза ударяет в свой бубен. Свет в зале постепенно приглушается. На экране проецируется природа Ямала.
2 площадка "Наедине с природой Ямала».
Хозяйка Ямала : Вам предстоит разгадать загадки о нашей северной природе.
1. Она как оленья шкура,
От моря до моря лежит –
То рыжей, то белой,
то зеленой становится.
Дети: Тундра.
Хозяйка Ямала : Цветная занавеска
Ночное небо закрывает,
А в тундре от нее
Светлее становится.
Дети: Северное сияние.
Хозяйка Ямала : У кого же нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора?
Дети: Заяц.
Хозяйка Ямала : Лес не лес,
Туча не туча –
То по тундре кочует,
То на одном месте кружится.
Дети: Оленье стадо.
Хозяйка Ямала : Мне понравились ваши ответы, ребята. А сейчас я
буду называть грибы, если гриб съедобный - вы с
Шаманом хлопаете, а если гриб ядовитый – топаете.
(Проводится игра «Отгадай, какой гриб!»)
Хозяйка Ямала : А какие ягоды можно встретить на болотах и в
тайге?
Ответы детей : клюква, брусника, голубика, морошка, черника.
Шаман: Ребята, давайте Хозяйке Ямала исполним песню
«Про черничку».
Звучит песня в исполнении детей «Песенка про черничку»
Хозяйка Ямала обращается к детям :
Вы отлично справились с заданиями и
замечательную песенку спели. Я дарю вам
колокольчик, чтобы он помогал вам в путешествии.
А ещё для вас у меня есть добрый совет: дерево,
цветок, трава и птица – не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся
– одни. Берегите, дети, природу! Желаю вам радости в
жизни и улыбок!
(На ненецком языке Хозяйка Ямала говорит : «лакомбой» -до свидания», дети благодарят хозяйку чума и отвечают: «лакомбой». До свидания.»)
Шаман ударяет в бубен, с последним ударом слышится звук метели, на фоне которой звучит ненецкая народная песня «Тэт тай сэрми». «Четыре моих белолобых оленя».
(Дети под музыку, имитируя езду на оленях (тройка детей – впереди «олень», двое сзади, двигаются по залу). Музыка микшируется свет в зале становится ярче.
3 площадка «Сказки севера»
Шаман: Я приглашаю вас в волшебный мир мудрых народных сказок
и легенд. Сказки северяне придумывали для своих детей,
чтобы они знали родной край, птиц, зверей и рыб – все, чем
богата северная земля. Чтобы, слушая сказки, дети учились
быть смелыми и честными, добрыми и умными. Главным
героем северных сказок является человек – охотник, рыбак,
оленевод, покоряющий суровую природу. И женщина-мать –
хранительница очага.
(театрализация ненецкой сказки «Кукушечка»)
Шаман обращается к детям: Вот такая грустная, но поучительная
сказка. Надо всегда заботиться о своих
мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно
когда они болеют, помогать во всем, быть
трудолюбивыми. Ведь в народе говорят: «Без труда
не вынешь и рыбку из пруда», «Горька работа, да
хлеб сладок».
Шаман: А нам пора отправляться дальше, в стойбище игр!
Шаман ударяет в бубен, с последним ударом слышится звук метели, на фоне которой звучит ненецкая народная песня «Тэт тай сэрми». «Четыре моих белолобых оленя».
(Дети под музыку, имитируя езду на оленях (тройка детей – впереди «олень», двое сзади, двигаются по залу).). Музыка микшируется свет в зале становится ярче.
4 площадка «Стойбище игр или Зов тундры!»
Шаман: Ребята, у коренных жителей Севера есть игры,
традиционные только для них. Умению жить в тундре
северяне учатся с малых лет. Едва мальчик начинает
ходить, отец мастерит для него наточку и детский
аркан, а для девочки мама шьет сумочку для рукоделия
– буче. А еще малышу дарят оленьи рога, с которыми он
может играть. (демонстрирует)
Игры связаны с охотой, рыболовством и оленеводством.
Под музыку проводятся ненецкие игры: «Ручейки, реки и озера», «Важенка и оленята», перетягивание палки, «Олень-олененок»,
«Оленьи упряжки», «Олени и пастухи», Игра «Хейро»
Шаман: Молодцы ребята, вы показали настоящую силу, ловкость
быстроту, смелость и находчивость! А в подарок от меня
вам- долгожданная встреча с ямальским Дед
морозом-Ямал- Ири. Слышите звук колокольчиков, это
сани Ямал Ири спешат сюда.
(Свет в зале приглушается, Звучит фонограмма песни «Колокольчик-сингокотья».На экране видео показ сюжета, где ямальский дед мороз Ямал Ири на санях едет по тундре. Видеоряд микшируется, свет становится ярче,в зал входит ямальский дед мороз Ямал Ири)
5 площадка «В гостях у Ямал Ири»
Ямал Ири : Глянь: на небе – сколько звезд!
Значит, едет Дед Мороз.
Из Лапландии далекой,
Где морозы и снега,
Мчатся сани по дорогам,
А вокруг – кружит пурга.
Но все это – не помеха:
Едет, едет Дед Мороз,
Вот уже – гляди: приехал,
И подарки вам привез!
Ямал Ири обращается к детям: Здравствуйте, ребята! Приглашаю
Вас с Шаманом совершить
увлекательную поездку ко мне в
резиденцию ямальского деда мороза.
Звучит фонограмма ветра и метели, Ямал Ири три раза стучит своим волшебным посохом о пол. Свет в зале мерцает и переливается северным сиянием. На экране проецируются слайды с изображением ямальской тундры, природы, и стоп кадром становится резиденция Ямал Ири.
Ямал Ири : Там, под северным сияньем,
Там, где вечная зима,
Там, под снежным одеялом,
Есть далекая земля.
Под крылом гагары белой,
Где склонил главу Урал,
Спит земля в постели нежной,
Имя той земли – Ямал!
Дети исполняют песню «Солнышко над Ямалом», водят хороводы с Ямал Ири, читают стихи о севере. Ямал Ири дарит детям подарки.
Шаман: Дорогие ребята, я очень рад, что сегодня встретился
c вами! Я понял, что вы знаете и любите наш
северный край, наш Ямал! Вот и заканчивается
путешествие по Ямальскому краю. Надеюсь, что вы
ещё сильнее полюбите эту северную землю, на
которой живете.
Шаман ударяет в бубен, с последним ударом слышится звук метели, на фоне которой звучит ненецкая народная песня «Тэт тай сэрми». «Четыре моих белолобых оленя».
(Дети под музыку, имитируя езду на оленях (тройка детей – впереди «олень», двое сзади,покидают зал. Праздник закончен.