Татьяна Хорькова
Праздник для детей подготовительной группы «Наум-грамотник»
Наум - грамотник.
Программное содержание.
Показать знания детей через проведение досуга.
Математика.
Умение находить и называть прямую, кривую, ломаную; осуществлять подбор по заданной величине: ширине, длине; знание цифр от 1 до 10.
Развитие речи.
Овладение средствами эмоциональной выразительности, умение вести диалог;
развитие у ребенка интереса к звучащей речи и совершенствование его фонематического восприятия.
Знакомство с буквами.
Знание букв, умение читать короткие слова и писать печатными буквами.
Познавательное развитие.
Публикация «Праздник для детей подготовительной группы „Наум-грамотник“» размещена в разделах
- День Наума Грамотника, 14 декабря
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2013
Закрепить представления детей о знаках, их роли в жизни человека; значение и роль цвета, как условного обозначения, определять по окраске: леса, горы, водное пространство; умение ориентироваться по карте и в помещении.
Познакомить детей с календарным праздником старины «Наум грамотник» и народной пословицей «Пришел Наум - наставил на ум».
Предварительная работа:
Математика. Знакомство с линиями: прямая, кривая, ломаная. Счёт до десяти; выкладывание цифр от 1 до 10. Игра «Магазин» с использованием «денег» Знакомство с буквами. Познакомились с 17 буквами, упражнялись в чтении коротких слов, использовали разные виды азбук. Настольные игры «Буквенный конструктор», «Буквенное лото». Лепка медальонов со своей буквой, лепка сво~й буквы.
Познавательное развитие. Знакомились с картой, обозначением рек, морей, гор, растительности; знаки вокруг нас- знакомились с конкретными знаками: простыми (стрелка как указатель направление, универсальными и другими (вывески). Чтение вывесок на зданиях посёлка. Придумали символ своей группы, личный символ для каждого ребёнка в виде буквы, с которой начинается имя ребёнка. Поместили на «Полочку умных книг» литературу «Мир вокруг нас», альбом «Знаковая система». Проводили упражнение типа «Про читай, что написано» с использованием азбуки Морзе.
Материал:
Буквы алфавита, слова, мешочек, печенье - буквы, письмо, фломастеры, бумага, книжки, цифры от 1 до 1 О, доски.
Русская изба. На скамеечке сидят Вася и Маша.
Вася- Скучно что-то, Маша.
Маша -Да, уехали наши бабушка с дедушкой на базар, некому нам теперь сказку рассказать.
Вася - Да вот же, книжки есть! Красивые, сейчас мы одну и почитаем.
Даже так и говорили :» Пришел Наум - наставил на ум».
(По улице проходит почтальон Печкин) Маша - Вася, по улице кто-то идет. Слышишь шаги?
Вася - Это не к нам, Машенька, дедушка с бабушкой поздно вечером вернутся.
(Стук в дверь) Дети - Кто там?
Печкин - Это я, почтальон Печкин, принес письмо для мальчика Васи и девочки Маши. Есть здесь такие?
Вася - Это мы с сестренкой. Заходите, пожалуйста, садитесь.
П. - А документы у вас есть, что это точно вы Маша и Вася? Вы мне документ с печатью покажите.
М. - Да нет у нас такого документа. Мы еще даже и читать-то не умеем. Вот деда Наума в гости ждем.
П. - Ждете, да не дождетесь. Письмо-то от него и есть.
В. - Маша, а буквы-то мы немного знаем и даже имена свои писать умеем.
Давай, Печкин, мы тебе имена свои напишем, а ты нам письмо отдашь.
П. - А вы, сначала напишите, а уж потом хвалитесь.
(Маша и Вася пишут свои имена на листочках, которые дает им почтальон Печкин).
П. - Ох и правда написали, ну что ж, уговор дороже денег. Получите свое письмо. А. Прочитать-то вы его все равно не сможете.
М. - А вы нам прочитайте его сами.
П. - Вот еще. Я письмо доставить должен и все, а читать не по моей части.
Некогда мне задерживаться тут с вами.
Д. - Ну пожалуйста, будьте так добры, не откажите в просьбе.
П. - (смущенно) Ну так уж и быть, в такой просьбе отказать не могу.
(читает письмо) Здравствуйте, дети! Сегодня день Наума-грамотника. И наверное вы ждете меня в гости. Но я приболел. Ноги меня старого подводят, далеко не ходят.
(Реплика Печкина) А коль вы грамоте научиться хотите, так уж сами в гости приходите. Друзей-товарищей с собой берите. Путь будет нелегким. Дойти смогут только смелые, ловкие, умные. Жду вас в гости.
Дед Наум.
М. - Ну что пойдем? В. - Конечно пойдем.
П. - А адреса-то нет? Как добираться то будете?
М. - А на другой-то стороне что-то нарисовано. Просмотри, Вася.
В. - Да это же план. Пошли скорей ребят созывать.
П. - Вижу что вы спешите, да и мне уже пора. До свидания.
Д. - До свидания. Спасибо вам за помощь.
(Печкин уходит. Маша и Вася подходят к детям.) М. и B.-ЗдраствуЙте, ребята. Пойдемте с нами к Науму-грамотнику грамоте учиться.
(дети вместе с воспитателем отправляются в путешествие)
Воспитатель- Давайте, дети, посмотрим, как нам дойти до Наума-грамотника.
Что это здесь за знаки такие?
Д. - Это стрелка, Указывает куда идти.
Вос. -ль. - И куда же нас приведет эта дорога?
Д. -До леса.
Вос-ль. - А как же вы узнали что это лес?
Д. - Лес зеленым цветом обозначается.
Вос-ль. -Идемте до леса. А здесь дороги расходятся. Куда же они ведут? Вот эта какая дорожка?
Д. -Кривая.
Вое-ль. - Куда она нас приведет?
Д. -Вгоры.
Вос-ль. - А каким цветом обозначаются горы на карте?
Д. - Коричневым.
Вое-ль. - И на нашем плане горы тоже обозначены коричневым цветом. А эта дорожка куда нас приведет? Какой линией она обозначена?
Д. - Приведет к воде, обозначена ломаной линией.
Вое-ль. - А как вы догадались?
Д. - Вода синим цветом на карте обозначается.
Вое-ль. - А нам по какой дороге надо все-таки идти чтобы до домика деда дойти.
Д. - По прямой.
Вое-ль. - Ну что же, отправляемся дальше. А на пути болото с кочками. На кочках разложены цифры. Перейти болото смогут только те, кто будет шагать с кочки на кочку по порядку следования цифр от 1 до 10. Давайте выстраивайтесь друг за другом.
(Дети идут через "болото". Маша помогает детям называя следующую цифру тому кто затрудняется. Подходят к домику.) Вое-ль. - Кто же в этом домике живет? Давайте про читаем вывеску.
НАУМ (Дети стучатся в домик) Наум- Кто там?
Д. - Это мы, Вася и Маша, с ребятами из детского сада к тебе пришли грамоте учиться.
Н. - Ой, неужели и вправду пришли и трудностей не побоялись? Я рад что вы в гости пришли и грамоту знать хотите.
Д. - Да хотим, Наум, очень хотим!
Н. - Вы знаета какие-нибудь буквы? Вот эта какая буква? (показывает по одной букве, дети их называют.) Н. - А кто из вас уже сам может прочитать вот это слово.. (показывает карточки на которых написаны уже знакомые слова. Хвалит детей.) Вое-ль. - Наум, а дети наши знают стихи про буквы. послушай:
1. А шагает гордо. А - алфавита голова.
Знает Вова, знает Света, Что похожа буква А На летящую ракету и На крьппу теремка.
2. Видишь, девочка Алена Держит трубку телефона
Трубка телефонная Буква В огромная.
Может слушать и молчать, На вопросы отвечать.
3. О знакомо нам давно.
О - как в дереве дупло.
Буква О, Буква О Круг, баранка-колесо.
4. т - антенна выше крыши.
Все увидит, все услышит.
Телевизоры включаем, У экрана не скучаем.
5. Летом мы по лесу шли.
Л - шалаш лесной нашли, А в шалаш, как раз для нас, Вел на Л похожий лаз.
6. Х на ножницы похожа.
Но в работе, а не лежа, Хочешь-порешь, хочешь-шьешь, Хочешь-сам себя стрижешь.
Н. - Молодцы ребята я вижу смышленые вы. Уже знаете много букв. Теперь я уверен, что вы выучите весь алфавит. А я вам задание приготовил.
Игра «Буква заблудилась» Вос-ль. - А я, Наум-грамотник, с тобой и детьми хочу поиграть в игру «Что бы это могло быть?» Слушайте историю. «В новом строящемся доме будет магазин - сообщил мне сын. У гадайте, что там будет продаваться? Вывеска еще не готова. Известны только две последние буквы КИ.
Наум - КИ? Может быть носки? ( дети тоже называют слова :чулки,брюки, варежки,перчатки,галстуки,сосиски,хлопушки,пирожки,флажки, игрушки и др.) Вос-ль. - Ой, пока вы называли слова, уже готовы еще 2 буквы и всего стало 4 (ЫШКИ). Назовите слова, оканчивающиеся на «ЫШКИ» (крышки, мартышки, покрышки, замухрышки. Кстати, а кто такие замухрышки? Худышки, зернышки, мышки, малышки, мишки.
Вос-ль. - И вот готовы все буквы вывески, и мы прочли ПЫШКИ. Ура! Мы прочитали. Понравилась вам эта история?
Наум - Ну порадовали старика. Спасибо вам, что не забьmи про меня, в гости пришли, что умными быть хотите. Вот вам за это гостинец. В мешочке печенье, да не простое, а буквенное. Вы в детский сад придете и каждый возьмите свою букву-печенье. А чтобы вам было легче домой добраться через «болото», вот возьмите с собой дощечку. А У меня их три. Выбрать надо самую удобную.
(Дети выбирают дощечку, прощаются, кладут ее через «болото» и возвращаются в детский сад.) Вос-ль. - Спасибо вам Маша и Вася, что взяли нас с собой к Науму в гости.
Маша- До свидания, ребята, нам пора домой. Наверное, бабушка с дедушкой уже вернулись.
(Маша и Вася возвращаются в дом, дети уходят в группу.)