Виктория Леонова
Праздничная познавательная развлекательная программа «День Святого Николая, вместе мы с тобой встречаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-составитель педагог-организатор
УДО Горловский ЦВР Леонова В. А.
Праздничная познавательная развлекательная программа
для учащихся 1-3 классов
«День Святого Николая, вместе мы с тобой встречаем»
Цели и задачи: - расширить знания детей о жизни Святого Николая и на его примере воспитывать у детей доброту, чуткость, гуманность, милосердие.
Приобщение к добрым поступкам, и полезным делам. Развивать у детей внимание, память, фантазию, творческие способности.
Материалы и оборудование: изображение Святого Николая, инвентарь для игр и конкурсов.
Возраст: 6-9 лет
Публикация «Праздничная познавательная развлекательная программа „День Святого Николая, вместе мы с тобой встречаем“» размещена в разделах
Ход мероприятия:
Ведущий. Есть в декабре чудесный праздник -
Святого Николая день,
Священным трепетом прекрасный,
Он очень важен для людей,
Ребята, из стихотворения вы услышали, что в декабре все люди ждут Святого Николая. А особенно его ждут дети. Кто знает, почему? (ответы детей).
Ведущий: Одним из самых любимых на земле стал Святитель Николай, которого Церковь именует Чудотворцем, «предивным, незаходимою звездою пресветлого Солнца, Божественным проповедником, утешителем всех скорбящих». 19 декабря мы отмечаем праздник в его честь.
А кто из вас знает, кто же такой этот Николай? Он молодой или пожилой, он рыбак, или строитель, а может он кондитер или волшебник, за что его назвали чудотворец, которого так ждут именно дети? (ответы детей)
Ведущий: Я вам немного о нем расскажу: Николай угодник, Великий чудотворец родился в маленьком портовом городе Потары на древней земле, называемой Ликия, сейчас это территория южной Италии. Когда младенца крестили, он три часа простоял у купели, никем не поддерживаемый. Этим Господь показал родителям, что их ребенок отмечен особой Божьей благодатью. Но в скорости мальчик остался сиротой. Его родители очень рано умерли, оставив маленькому Николаю большое наследство и священную заповедь: «Когда делаешь кому-то добро, никогда никому этим не хвались». Маленький сирота остался на попечении своего родного дяди. Но всегда был не равнодушен к чужому горю. Он всегда помогал животным, детям, бедным людям. Говорят, что он роздал свое наследство и посвятил себя служению Богу. Он выучился на священника, а после стал епископом в Мирах. Его служение приходится на время великих гонений на верующих (III-IV вв. н. э.). Известно, что никаких богословских трудов он после себя не оставил. Что же заставляет его помнить и почитать на протяжении стольких веков? Среди современников отец Николай отличался чистотой жизни, за которую имел от Бога дар чудотворения, а также милосердием и благотворительностью. Устанавливая праздник в его честь, церковь призывала верующих помнить именно об этой образцовой чистоте и щедрой благотворительности, брать с них пример.
Прежде всего Св. Николай считается покровителем путешественников, моряков и рыбаков. Однажды он отправился на корабле в Палестину, чтобы поклониться Святым местам. Во время путешествия на море поднялась сильная буря, и только его молитва спасла всех от верной гибели
Потемнели косматые тучи,
Взвился вихрь над волнами могучий.
Поднимая из бездны валы,
Он бросал их на выступ скалы,
И корабль просмоленный и крепкий,
Шторм швырял, словно легкую щепку.
Ветер выл, и стонал, и свистел –
Смертный ужас людьми овладел!
И упали матросы с мольбой
«Помоги нам, Угодник святой!»
Николай погрузился в молитву.
Стихла бури жестокая битва.
Стала ясной и тихой опять
Голубая, бескрайняя гладь.
Люди уважали Николая. Он не раз лечил больных, спасал рыбаков, предотвращал стихийные бедствия. Несмотря на высокий церковный чин, был человеком скромным, носил простую одежду, ел один раз в день, не досыпал, отдавая ночное время молитве. Никому, никогда ни когда не отказал Святой Николай. Много хорошего сотворил Николай при жизни, много и после смерти. За помощи во всех нуждах народ стал называть его Чудотворцем, или Угодником. А церковь во главе с Папой, за его благочестивые деяния причислила епископа Николая к лику Святых и назначила чествования уже Святого Николая два раза в году 19 декабря и 22 мая, кроме того в течение года он вспоминается в церковных службах каждый четверг.
Так как же Святого Николая «присвоили» себе дети? Сначала с появлением школ при храмах Святой Николай стал опекуном учеников – эта традиция так же основана на житии святого, которому легко давалась любая наука. Из хроник известно, что в XI веке в Кельнском соборе в день памяти святителя учеников церковной школы одаривали сладостями. Из храма и школы праздник распространился на семью. Так же как и в наши дни, тогда родители дарили детям обновки, сладости, школьные принадлежности, игрушки, которые клали в новые или начищенные старые ботинки. Считается, что Святой Николай имеет при себе «Золотую книгу», где записано, кто достоин подарка, а кто – нет. Темной зимней ночью с 18 на 19 декабря Святой Николай спускается на землю по серебряной веревке и посещает всех детей. Невидимым он заходит в дом, открывает свою книгу и читает о том, что делал ребенок в этом году. Кем он доволен – оставляет подарки, а кто вел себя плохо - не слушались родителей, не были добры и прилежны, получают в этот день вместо сладостей пучок розог и наказ исправиться до следующего года.
Сегодня на празднике, добрые дети?
Прошу вас, друзья,
Поскорей на мои вы вопросы ответьте.
Но сначала напомню, ребята, не зря.
В алфавите последняя буква «Я»
Вот с неё первый конкурс хочу я начать.
Вы, ребята, не зевайте на вопрос мой отвечайте словом - «Я». Все понятно? Тогда начинаем, друзья!
Утром рано кто проснулся? («Я»)
Вместе с солнцем улыбнулся,.
Застелил свою кроватку…
Сделал быстренько зарядку,
Стал на завтрак собираться,
Кто не хочет умываться?
Тут грязнули есть? Да, нет.
Вы ошиблись, дав ответ!
Продолжается игра.
Кто послушный мальчик?
Ну а девичья семья, почему кричала «Я»
Снова ушки - на макушке,
Кто сложил свои игрушки,
Кто полил цветы и грядки,
Кто стреляет из рогатки?
Нет, ребята, не годится
Из рогаток бить по птицам.
Вы ошиблись, я – то знаю.
Потому и продолжаю.
Кто наводит чистоту,
Очень любит доброту?
Ведущий: А в школе вы прилежны, на уроках внимательны, не считаете ворон? Я хочу проверить так ли это на самом деле?
Давайте попробуем решить несколько задачек!
1. Пять щенят в футбол играли, одного домой позвали. Он в окно глядит, считает, сколько их теперь играет? (четыре)
2. Пять щенят плюс мама – лайка. Сколько будет, сосчитай-ка? (Шесть)
3. Известно, что сапожек не носит кошка, но мама купила кошке сапожки. Сколько сапожек мама купила, чтоб кошка ножки не замочила (четыре)
4. Котик с мышкою дружил, мышке тапочки купил. И на все четыре лапки натянула мышка тапки. Побежала по тропинке, да споткнулась о травинку. С лапки тапочка упала и куда-то запропала. Тапку мышка не нашла и без тапочки пошла… Сколько тапочек осталось у мышки? (Три)
5. Бабушка Надя в деревне живёт, животных имеет, а счёт не ведёт. Я буду, ребята, их называть, а вы постарайтесь быстрей сосчитать! Корова, телёнок, два сереньких гуся, овца, поросёнок и кошка Маруся. (Семь)
6. Посадил я пять хороших белых бусинок – горошин. А росточков из земли показалось только три. Три горошинки взошло! Сколько их не проросло? (две) Молодцы!
7. Сколько хвостов у семи котов(7)
8. Сколько носов у семи псов (7)
9. Сколько рогов у пяти коров (10)
10. Сколько пальчиков у семи мальчиков? (140)
11. Сколько ушей у семи малышей? (14)
12. Сколько ушек у 3 старушек? (6)
Ведущий: А теперь проверим, внимательны ли вы?
Игра «Кто внимательней»?
Участники игры становятся полукругом.
условия игры: сначала выбирают водящего, считалочкой. Водящий
должен запомнить порядок расположения участников игры.
Затем водящий отворачивается, а несколько ребят меняются местами,
водящий, развернувшись, должен назвать, что изменилось, кто
поменялся.
На месте водящего должны побывать почти все игроки, (зависит от количества детей).
Ведущий: Очень хорошо, в математике вы сильны, на уроках внимательны, а как у вас с литературой? Отвечайте скорее на мои вопросы:
Вопросы по сказкам
1. Кому из литературных героев принадлежат туфли-скороходы и волшебный посох? (Маленькому Муку).
2. Назовите трех русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович).
3. Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (Касторку).
4. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук).
5. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения).
6. Сколько разбойников обманул Али-Баба? (40)
7. Что попросила привезти купца-отца третья дочка? (Аленький цветочек)
8. От кого не удалось уйти колобку? (От лисы)
9. Кто похитил Алёнушку и братца Иванушку? (Гуси-лебеди).
10. Какую обувь носил один из котов? (Сапоги).
11. Где поселился дядя Федор и Мотроскин, уйдя от родителей? (в деревне «Простоквашино»)
12. Кого встретил Крошка Енот в пруду? (Свое отражение).
Ведущий: Да, в литературе у вас тоже сильные знания. Но любите ли вы уроки рисования? (ответы детей). Тогда внимание! Вот вам задание:
Рисование
Вам нужно на доске нарисовать снеговика. (Дети делятся на команды, а если играют в классе - то можно и по рядам. Дети рисуют на доске, по очереди, своего снеговика по одной детали: первый «художник» – один круг, другой – второй круг, третий – нос, до тех пор, пока не поучаствуют все и не закончат рисунок. Если участвуют 3 ряда детей в классе – то рисунка три, если команды – количество рисунков зависит от количества команд).
Ведущий: А теперь, вспомним уроки пения. Петь любите? Давайте все вместе споем самую знаменитую новогоднюю песню «В лесу родилась елочка» как котята. А теперь как собачки, а теперь как утята, как цыплята, как барашки, как козлята, как тигрята, как зайчата. А как зайчата поют? Они не издают звуков, в спокойном состоянии. Я вас разыграла, хотела узнать, хорошо ли вы знаете природоведение. А пели вы очень даже замечательно.
Ведущий: Скажите, какой ваш самый любимый предмет в школе? Физкультура? У всех любимый предмет физкультура? Все хотят быть красивыми, подтянутыми и спортивными? Нет? Тогда я вам покажу, что уроки физкультуры очень даже могут помочь в самых неожиданных ситуациях.
Конкурс «Силачи»
Пара детей берется за руки и присаживается, на расстоянии полметра от каждого кладется конфета, надо взять конфету не отпуская руки своего соперника. Кто взял – тот победил.
Ведущий: Вот видите, как важна нам физкультура. Благодаря ей, вы становитесь не только гибкими, стройными и подтянутыми, а так же сильными, ловкими и сообразительными.
Ведущий: Да, вижу, в школе вы ведете себя хорошо, прилежно учитесь, стараетесь все запомнить, получить хорошие отметки, а какие же вы дома, наверное, все за вас делают родители? Нет? Уверена, что вы даже не сможете самостоятельно сварить компот. Вы, наверное, и не знаете, что туда кладут? Знаете? Тогда вот командам по набору разных картинок, выберите те, которые нужны для компота и приклейте на рисунки кастрюлек. Чья команда быстрее это сделает, та и победила.
Ведущий:
Да, я убедилась, что вы все замечательные дети, добрые, послушные, прилежные, помощники. Надеюсь, вам Святой Николай всем принес подарки? Никому не досталось розог? (ответы детей)
Я сегодня искренне
С днем святого Николая,
От души вас поздравляю,
Вам желаю без сомненья
Ангелов прикосновенья!
Желаний добрых исполненья
И милосердия в душе,
Благих намерений и дел,
И радостного вдохновенья!
От души я Вам желаю,
Чтобы сбылись все мечты.
С днем святого Николая!
Мира, счастья и любви!
Скажу вам по секрету, что это Святой Николай попросил меня, вас проверить. Вы справились со всеми заданиями, получайте же от Святого Николая подарки. (Раздать детям конфеты) Живите дружно и праведно, во всем берите пример со Святого Николая. С праздником!