Любовь Алексеевна Богдановская
Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из наиболее важных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и в частности защита прав ребенка.
Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе и начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, ведь уже в детстве ребенок чувствует и осознает личностью, человеком, имеющим равные с взрослым права и свободы.
Публикация «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Исходя из наблюдений, общения с родителями, коллегами, можно сделать следующие выводы:
1. Документы о правах ребенка малоизвестны педагогам и родителям.
2. Дети слабо знают свои права.
3. Взрослые (родители, педагоги) не прониклись осознанием того, что ребенок является самостоятельной личностью, имеющий свои права и обязанности.
4. Нет единой стройной системы по правовому воспитанию.
Детский сад в силу своей близости к семье может и должен вести правовое образование дошкольников, формируя у них представление о правах, предоставленных детям международными документами и российским законодательством (Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 году; Конвенция о правах ребенка, принятая генеральной ассамблеей ООН в 1989 году; Семейный кодекс РФ; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», принятый в 1998 году).
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющихся в нарушении норм морали и противоправных действий, требуют активизации государственной политики в интересах детей.
Формирование у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважение к другим людям, необходимости соблюдать обязанности важно не только теоретически, но и необходимо создавать условия для их практического применения. Для дошкольников больше подходят игровые продуктивные виды деятельности. Хорошо зарекомендовали себя ролевые, театрализованные игры.
Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:
1. Информационно-познавательного - знание детей о правах, обязанностях.
2. Эмоционально-оценочного - оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права.
3. Поведенческо-деятельностного умения и навыков по реализации правового поведения, умения реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Для формирования информационно-познавательного компонента использовались беседы с детьми о правах и обязанностях.
Беседы проводились в следующей последовательности: «Право на имя», Знакомя детей с правом на имя, проводили такие игры, как, ««Расскажи, что означает твое имя?», «Подбери цветок к своему имени», «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай».
. Детей мы познакомили с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия. (Свидетельство о рождении). Далее знакомили со следующими правами :
«Право на жилье и его неприкосновенность», «Право на досуг и отдых», «Право на жизнь»
Перед знакомством с правом на образование, я задала детям вопрос: «В какой бы школе, и с каким учителем, вы хотели бы учиться?». Получив ответы, я сделала для детей игру, которую назвала «Школа моей мечты». С интересом и удовольствием дети обыгрывали каждый свою школу, рассказывая, чему их там будут учить.
А при составлении рассказов о том, как мы ходили на экскурсию к школе, закрепили знания о праве на образование. В беседе «Добрые и злые поступки» учились находить способы разрешения конфликтных ситуаций.
Вместе с родителями сделали исследовательский проект «Что в имени тебе моем?»
Было проведено развлечение на тему: «Красный, жёлтый, зеленый» с приглашением родителя – инспектора ГИБДД, старшего лейтенанта Чумичева А. В.
Также для родителей оформлен стенд с информацией о правах и обязанностях по ОБЖ.. Кроме того, я использовала в своей работе папки – передвижки, письменные консультации, листовки- памятки на такие темы: «Ребенок и его права», «Влияние на родительских установок на развитие детей», «Искусство быть родителем», «Семь правил для всех», «Родительская любовь»,»Жестокое обращение с детьми.»
Другие мероприятия – рассматривание иллюстраций, беседы по картинам, по сказкам «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Золушка», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка», наблюдение, решение педагогических ситуаций – направлены формирование эмоционально-оценочного компонента.
Их цель: расширить знания детей о нравственно-правовых нормах, необходимости переживать, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу. В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру.
Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого мы проводили такие игры, как «Зеркало», «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга», «Мои сказочные сны», «Волшебные человечки». «Стиральная машина»
В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру.
Большую часть времени посвящаю практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: если бы я поймал золотую рыбку. ; если бы я был волшебником… ; выбери правильный тон… ; дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Выбери правильный тон разговора и ответ», «Найди ошибку и исправь», «Назови пословицы к данному праву», «Назови право к данной картинке»,
Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, я использую прием визуализации. Мы разыгрываем небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они почувствовали на себе.
Для формирования поведенческо-деятельностного компонента использовались такие методы работы, как организация нравственно-правовых педагогических и игровых ситуаций, упражнения, разъяснение отрицательных поступков, например, «Что такое хорошо, и что такое плохо?», «Солнечная рукавичка», «Разрешено-запрещено», «Обязанности в семье», «Если чужой стучится в дверь».
Все мероприятия с детьми направлены на то, чтобы идеи и принципы Конвенции и другие основополагающие документы о правах детей не только усваивались в их правовом содержании, но и становились для детей нравственной основой непосредственного общения с другими детьми, что и требует от нас ФГОС.
А сейчас мы с вами проведем деловую игру на выявление знаний о правах ребенка. К каждому вопросу 3 варианта ответа.
1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?
А-45, Б-37, В-54
2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции о правах ребенка?
А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных норм.
Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
А. Органы управления РФ.
Б. Органы местного самоуправления.
В. Родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
4. Имеет ли ребенок право на доходы, поученные им?
А. Нет, ребенок не должен работать.
Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.
В. Нет, имуществом должны распоряжаться родители.
5. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
А. Образовательное учреждение.
Б. Органы управления образовательным учреждением.
В. Должностные лица образовательного учреждения.
Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы и родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей.