Ольга Головастая
Правовая культура в воспитании личности.
▼ Скачать + Заказать документы
Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры-политической, моральной, эстетической. Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
Публикация «Правовая культура в воспитании личности,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остается на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правового государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры. И это правосознание у детей формирует семья, образовательное учреждение, а также социальная среда.
Сам термин «правовая культура» был сформирован лишь в 60-80 годы двадцатого века.
Понятие правовая культура употребляется обычно в двух основных значениях; а именно:
-правовая культура общества
-правовая культура личности
Рождение ребенка, рождение дочери или сына, великое счастье, но и огромная ответственность, потому что родился не только ребенок для семьи, а вместе с тем родился человек- гражданин своей Родины. У каждого из нас есть права, гарантированные Конституцией РФ, но есть и ответственность перед ребенком, перед собой, перед обществом.
Во времена перестройки было утрачено много нравственных ценностей, что отрицательно сказалось на формировании таких качеств, как
гражданственность,
патриотизм,
толерантность,
трудолюбие.
Потеряла смысл дружба чистая и бескорыстная. Утрачено уважение к родителям, к людям старшего возраста, к людям, имеющим физические недостатки. Все хочу, все можно. Принятие молодых ростков демократии как вседозволенность.
Многие родители сами дети перемен. А теперь у них уже свои семьи. Дети рождаются «чистыми», как лист бумаги и какая будет написана книга зависит от нас, взрослых. Родителям и педагогам очень важно организовать деятельность и общение с ребенком таким образом (любить, заботиться, ласково и нежно разговаривать, чтобы у него формировалась уверенность в себе и своих возможностях, положительное отношение к окружающим людям и ценности сотрудничества. Ст. 63 Семейного кодекса РФ особо подчеркивает ответственность за психическое, духовное, нравственное развитие ребенка, необходимость бережного отношения к его индивидуальности. Семья, ее уклад жизни, традиции, авторитет старших братьев и сестер, личный пример родителей, их порядочности, справедливости, ответственности, трудолюбия, бережливости- является лучшей школой воспитания и формирования нравственности у детей. К детям следует относиться как к личности и не думать, что они маленькие и ничего не понимают. Народная мудрость гласит: «Воспитывай дитя, пока оно лежит поперек лавки». В формировании положительных качеств у ребенка огромное значение имеет чтение художественной литературы, просмотр телепередач, их обсуждение. Например, что понравилось и почему, кто понравился и за что. Отметить хорошие поступки и обсудить плохие. Дать понять, что хорошие дела - это радость, счастье, поощрение. Достаточно сказать: «Ты порадовала меня дочь.
Я горжусь тобой сынок». Если поступок плохой, дети должны тоже об этом знать. «Я огорчена твоим поведением. Твой поступок обидел твоего друга, подумаем, что можно исправить». Ребята должны видеть разницу, и
должны понять, что за проступки они несут ответственность, а вместе с ними и их родители. Моральный и материальный ущерб имеет свою цену, которую приходиться возмещать. Также очень важно знать с кем дружит ваш ребенок, он в этой дружбе лидер или ведомый. Потому что влияние друга-лидера очень весомо. Следует изучать мнение ребенка и при необходимости ненавязчиво корректировать его. Но значимость авторитета родителей переоценить очень сложно. Об этом следует помнить, чтобы не отвечать за наших любимых чад, а всегда только гордиться.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнят, что с лихвой получат
От них все то, чему научат.
Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и обычно,
И женский пол себя позоря
Стал сквернословить в разговоре.
Мужья пример для жен своих
И дети учатся у них.
Коль видят нас и слышат дети-
Мы за дела свои в ответе.
И за слова. Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.