Екатерина Нестеренко
Православная культура — фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1.
Православная культура – фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников.
Слайд № 2.
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших духовно-нравственных и патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет компонента ДОУ, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своей станицы, интересуется, чем она живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом и гражданином не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Публикация «Православная культура — фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников» размещена в разделах
Слайд № 3.
Начнем с Понятия «образовательная среда», которое трактуется в научном сообществе в соотношении к его родовому понятию «среда» : окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. В этом смысле к среде можно отнести непосредственное окружение индивида, которое чаще всего оказывает наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.
Делаем вывод, что православная образовательная среда – это социально-бытовые условия и обстановка, способствующая влиять на индивида (ребенка в нашем случае) и формировать единую гражданскую идентичность.
Слайд № 4.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять духовно-нравственное и патриотическое развитие дошкольников.
Так в нашем учреждении появились две программы: программа по патриотическому воспитанию «Люблю тебя, моя Россия» и духовно-нравственного воспитания и развития «Ангелочек». На основе этих программ рабочей группой педагогов разработана Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, которая направлена на воспитание духовно-нравственных гражданско-патриотических чувств у детей в условиях ДОУ с учетом специфики национальных и социокультурных условий.
Слайд № 5.
Главной целью реализации компонента ДОУ является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Содержаниекомпонента ДОУ направлено на достижение следующих задач, которые вы видите на экране:
• приобщение к истории о родном крае, станице;
• приобщение к истокам Православной культуры, знакомство со Святыми;
• знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Краснодарский край, Павловский район;
• формирование представлений о достопримечательностях Краснодарского края, роднойстаницы и его государственных символах;
• воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям;
• формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел;
• формирование представлений о животном и растительном мире родного края
• приобщение к культуре и традициям родного края, станицы.
Слайд № 6.
Компонент ДОУ в условиях нашего детского сада реализуется по следующим направлениям :
• управление реализацией ООП ДО МКДОУ детский сад № 26;
• создание и обновление РППС;
• работа с воспитанниками;
• взаимодействие с семьями воспитанников;
• сетевоевзаимодействие детского сада с другими учреждениями
Слайд № 7.
Первое направление – управление реализацией ООП ДО МКДОУ детский сад № 26.
Для реализации компонента ДОУ созданы соответствующие условия:
• кадровая подготовка (старший воспитатель по ОПК, все прошли курсы повышения квалификации);
• программно-методическое обеспечение (детский сад оснащен на 100 %);
• эстетическая развивающая предметно-пространственная среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты;
• создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности, поддержка инициативы педагогов;
• установка связей с различными учреждениями.
Слайд № 8.
Второе направление - создание и обновление РППС
Обогащение РППС является одним из важных условий реализации компонента ДОУ.
РППС детского сада обогащена макетами «Наши герои», «Животный и растительный мир», уголком русской избы, мини-музеем, лепбуками, стендами и центрами, практическая значимость которых заключается в активизации активного интереса детей к семье, детскому саду, малой Родине, к Родному краю.
Слайд № 9.
Большое значение для полноценной реализации данного компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства: в детском саду имеется материалпо ознакомлению детей с родным крае, родной станицей, альбом «Природа в любое время года», «Лекарственные растения», картотека презентаций направленных на развитие Православного миропонимания.
Для реализации направления духовно-нравственного воспитания в детском саду имеется учебный иконостас, оборудован методический кабинет для занятий по основам православной культуры, разработаны конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений.
Слайд № 10.
Третье направление - работа с воспитанниками.
Для реализации наших программ с детьми проводятся занятия, беседы с мультимедийным оборудованием, творческая деятельность, экскурсии, праздники и развлечения. Наиболее эффективным методом считаем проектную деятельность и постановка мини-спектаклей.
Проектная деятельность или метод проектирования выступает как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников. За последнее время были реализованы следующие проекты «Моя семья», «Рождественская звезда», «Пасха в кубанской семье», «80 лет Краснодарскому краю», «Имя Кубани», «Моря мама лучше всех», «Времена года» и т. д.
Слайд № 11.
Самым эффективным способом формирования единой гражданской идентичности дошкольников являются мини-спектакли о житие Святых. Так на примере Царской семьи и житие Святых Петра и Февронии Муромских воспитанники познают семейные ценности, формируется понятие о любви и взаимопонимании. На примере Георгия Победоносца, Ильи Муромца у детей формируется гражданская позиция, такое понятие, как «защитник» Родины, семьи. На примере Сергия Радонежского дети учатся смирению и послушанию. Таких примеров можно перечислять великое множество.
Слайд № 12.
Четвертое направление — взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, родительские собрания, совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, семейные проекты; конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии. В детском саду проведены мастер-класс «Народные куклы», «Пасхальное дерево желаний», театрализованная сказка «Рукавичка», семинар-практикум «Культура и традиции казачества», выставки совместного творчества и т. д.
Слайд № 13.
Так же работа в рамках компонента ДОУ предполагает взаимодействие с другими организациями нашей станицы. - это является пятым направлением работы. В данном направлении детский сад сотрудничает с детской школой искусств, Свято-Успенским храмом, Павловским музеем, детской библиотекой, МАОУ СОШ № 2. Были организованы экскурсии, совместные мероприятия. Так воспитанниками был посещен Свято-успенский храм, проведены беседы с батюшкой, батюшка присутствует на православных праздниках. Совместно с библиотекой проведены мероприятия «День памяти А. С. Пушкина», «Писатели Краснодарского края», «О той войне» и т. д. Регулярно организовываются выставки Павловским музеем, наши воспитанники посетили экспозиции «История войны», «Быт казаков», «Природа Краснодарского края», посетили ряд мастер-классов и т. д. Совместно с МАОУ СОШ № 2 были организованы спортивные мероприятия «Спорт –это сила», посетили выставки школы по темам «Быт и культура казачества», «История войны Кубани» и т. д.
Слайд № 14.
В результате реализации данного компонента педагоги и воспитанник и достигли определенных результатов.
Воспитанники детского сада имеют первичные представления о своей семье, родном крае, природе родной станицы, имеют первичные представления об истории родного края; родной станицы, о людях своей Родины, о государственной символике, о культуре, традициях и быте казаков, об истории Православных праздниках и о житие святых, обладают такими качествами, как добро, сочувствие, взаимопомощь, любовь к ближнему, уважение к старшим и т. д. Так же воспитанники стали победителями и призерами различных конкурсов «Красота Божьего мира», «Пасха в кубанской семье», «Я рисую этот мир» и т. д.
Слайд № 15
По результатам работы педагоги достигли следующих результатов: «Программа духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников «Ангелочек (автор Нестеренко Е. А.) заняла второе место в крае в конкурсе «За нравственный подвиг учителя» в 2016г. третье место в муниципальном конкурсе «Лучшая инновационная программа» в 2017 году, с опытом работы по реализации компонента ДОУ в 2015 году я стала победителем конкурса «Лучшие педагогические работники ДОО», В 2017 году за все свои награды и успехи в области ознакомления дошкольников с православными традициями получила гранд «Лучший молодой педагог» Павловского района, награждена Благодарственным письмом министерства образования, науки и молодежной политики КК, программа «Люблю тебя, моя Россия» (автор Белоус Т. Н.) стала победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2014г. Педагоги постоянно делятся своим опытом работы на районных семинарах-практикумах.
Слайд № 16.
Компонент ДОУ (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры, Православные праздники, традиции и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Мы выбрали это направление и будем только совершенствоваться в его реализации, так как каждый ребенок должен знать откуда он родом, где его семья и какие традиции, а самое главное сильный человек силен своей верой.
Слайд № 17.
Свое выступление закончу словами Святителя Феофана Затворника «Воспитание- самое святое из всех святых дел». Поэтому воспитывая самих себя и наших воспитанников мы сможем сформировать единую гражданскую идентичность наших воспитанников.
Спасибо за внимание.