Лариса Тагирова
Правополушарное рисование с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия – лечение искусством или творчеством (А. Хилл).
Публикация «Правополушарное рисование с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Правополушарное рисование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Правополушарное рисование – это, наверное, один из самых популярных терминов в искусстве сегодня. Ему учат детей и взрослых. Самым важным в процессе становится приятное времяпрепровождение, а не результат.
При правополушарном рисовании ребенок перестает бояться, снимается напряжение и уровень стресса, «выключается» функция контроля и анализа, пропадает страх перед чистым листом – рисование становится терапией. Огромным плюсом данной технологии является то, что ребенок находит нестандартные решения для осуществления намеченного, в том числе исправляя ошибку в своей работе.
Данный метод очень хорошая арт-терапия, которую используют для работы с разными видами травм и отклонений не только у ребенка, но и взрослого.
Занятие интуитивным рисованием помогает развить и раскрыть скрытый талант ребенка. Данный метод осваивают все без исключений, как как техника очень проста.
Основная цель моих коррекционно-развивающих занятий в ИЗО-студии Реабилитационного центра для детей с ОВЗ– развитие успешной социализации ребенка через арт-терапевтическую технику правополушарного рисования (ППР, которую использую для коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка.
Среди детей с ОВЗ большой процент с нарушением психоэмоционального развития. Зачастую ребенку с ОВЗ присущи такие качества, как:
• быстрая утомляемость;
• низкое внимание;
• низкая самооценка;
• повышенный уровень тревожности;
• неуверенность в своих силах;
• неприятие окружения;
• невысокий фон настроения.
Данные проблемы необходимо устранять, так как у ребенка возникают проблемы в образовательном процессе. Поэтому очень важно обучать ребенка приемам эмоциональной саморегуляции.
Существует много способов психологической саморегуляции. Я выбрала в качестве такого способа методику правополушарного рисования.
В дошкольном детстве изобразительная деятельность, как одна из многих, лежит в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом. Однако у некоторых детей с ОВЗ эта деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития и это является одной из самых актуальных проблем в работе с такими детьми, что меня и подтолкнуло к использованию этого метода. В технике правополушарного рисования больше внимания уделяется восприятию образов, а не технике рисования как таковой. Это быстрый интуитивный метод: быстро повторяя за педагогом приемы, не успевая логически мыслить и анализировать, дети, в итоге получают удивительный для себя результат – настоящие произведения искусств на бумаге.
Плюсы секрета популярности правополушарного рисования
• Правополушарное рисование нацелено на снятие ограничивающих убеждений "я не умею рисовать", развитие креативных способностей
• Быстрый результат с нуля. Уже через 30 минут каждый нарисует свою первую картину, что очень хорошо успеть провести в рамках урока.
• Так как результат виден сразу и, как правило, намного превосходит ожидания, появляется бодрость, уверенность в своих силах, улучшается настроение.
• Обучение проходит легко, непринужденно. Занятия провожу в игровой форме, сочетаю обучающие и развлекательные элементы, поэтому интересны детям.
Основные причины, по которым я начала использовать технику правополушарного рисования в работе с детьми с ОВЗ.
1. Развитие мелкой моторики
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» – говорил советский педагог Василий Александрович Сухомлинский и был прав.
Мелкая моторика напрямую связана с вниманием, памятью, зрением и речью.
Рисование помогает ускорить процесс развития этих навыков у ребенка.
2. Развитие пространственного и ассоциативного мышления
Рисуя на плоскости трехмерные образы, ребенок формирует глазомер и учится располагать предметы в пределах одного листа. Плюсом ко всему развивает фантазию и воображение, перенося предметы из памяти на бумагу.
3. Развитие креативности
Развитое творческое мышление помогает нестандартно мыслить. Гении не копируют, а создают что-то принципиально новое. Разрешите ребенку побыть гением и создать свои уникальные рисунки. В процессе рисования он разовьет свою креативность и научится мыслить нешаблонно.
4. Улучшение памяти и внимания
Нарисовать предмет – это воспроизвести его по памяти или с натуры. Для этого нужно подмечать множество деталей: цвет, объем, пропорции. Рисование задействует отделы мозга, связанные с удержанием и преобразованием образов, поэтому оно развивает память и внимание малыша.
5. Нацеленность на результат
Результат работы мотивирует на новые свершения не только взрослых, но и детей разной категории! Видя конечный продукт своей деятельности, ребенок может оценить свои ошибки, сделать выводы и в следующий раз нарисовать еще лучше.
Рисуя, дети учатся заканчивать начатое, а этот навык очень пригодится им во взрослой жизни, так как для детей с ОВЗ это действительно проблема.
6. Приобрести уверенность в себе - повысить самооценку не только личностных качеств своих возможностей, но и придать значимость среди других людей.
Методика правополушарного рисования помогает стать более раскрепощенными и эмоциональными. Занятия оказывают прекрасный психотерапевтический эффект. Специалисты считают, что правополушарное рисование является новым методом лечения депрессии, гиперактивности, повышенной тревожности без лекарственных препаратов.
Тагирова Л. Б.