Елизавета Мельникова
Правила использования наглядного материала на занятиях по математике в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Правила использования наглядного материала на занятиях по математике в детском саду
Одной из важнейших задач дошкольного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических. Уже в детском саду много внимания уделяется знакомству с цифрами и числами, развитию устных навыков счета, решению простейших математических задач, измерению различных величин по вопросам математического развития детей дошкольного возраста отражают и проблему готовности ребенка к школе. С самого раннего возраста начинается всестороннее воспитание будущих граждан современного общества. Реализация этой ответственной задачи возложена на дошкольное образование. Воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных организациях, направлен на умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание детей. Одной из важнейших задач дошкольного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических. Умение абстрактно мыслить, анализировать, делать умозаключения формируется на протяжении всего детства, но дошкольные годы играют наиболее важную роль в этом процессе. Уже в детском саду много внимания уделяется знакомству с цифрами и числами, развитию устных навыков счета, решению простейших математических задач, измерению различных величин по вопросам математического развития детей дошкольного возраста отражают и проблему готовности ребенка к школе. В связи с переходом к обучению в школе детей с шестилетнего возраста, особую значимость приобретает разработка методов совершенствования подготовки дошкольников к освоению математики в школе. Исследования в области формирования элементарных математических представлений у детей непосредственно связано с практикой и дают научные способы решения ее важнейших проблем. Разрабатываемые содержание, методические приемы, дидактические средства и формы организации работы находят применения в практике формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду. В связи с перестройкой преподавания математики в начальной школе и новыми научными исследованиями стали очевидными недостатки математической подготовки в детском саду, неэффективное использование возросших возможностей дошкольников, ограниченность и слабое развивающее влияние обучения. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. Мир детства невозможно представить без сказки. Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Дети любят решать задачи. В задачах дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать. Задачи-сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Слушая задачу, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце. Вопросы в задачах разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, качестве, величине, пространстве и времени. В математических задачах-сказках используются самые разнообразные сюжеты, жизненные ситуации, в которых описываются действия с предметами окружающей действительности: цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, грибы, одежда, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и, конечно же, сказочные герои. Слушая такие задачи-сказки, решая их, дошкольники проявляют к ним большой интерес, пробуют самостоятельно сочинять аналогичные, а главное – понимать, что считать можно всегда, везде и всё-всё-всё, что нас окружает. Таким образом, используя сказки в процессе обучения математике (ознакомление с чисел, геометрическими фигурами, счётом, основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.